
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
301 ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 302 центробежной силы. Отдельные к а т у ш к и возбуждения, к а к правило, соединяются ме ж д у собой п о с л е д о в а т е л ь н о ; п р и этом соеди нение к о н ц о в обмоток п р о и з в о д и т с я п о с р е д ством п а й к и , а п р и б о л ь ш и х с е ч е н и я х п р о водников—при помощи болтов. Д л я присое д и н е н и я к о н ц о в обмотки возбулодения к к о н тактным кольцам применяются изолирован ный к а б е л ь и л и медные ш и н ы , к о т о р ы е п р о кладываются по магнитному колесу и в а л у и надежным образом на них закрепляются. д) Д е м п ф е р н ы е о б м о т к и п р и м е н я ю т с я г л . образом в о д н о ф а з н ы х Г . п . т . и с л у ж а т д л я компенсации инверсного (обратно в р а щ а ю щ е г о с я ) п о л я . Д е м п ф е р н ы е обмотки в одно фазных Г . п . т. выполняются в виде к о л е ц , закладываемых под полюсными башмаками, и стерлшей, проходящих через соответствую щие о т в е р с т и я в п о л ю с н ы х н а к о н е ч н и к а х . Эти стерясни с о б е и х т о р ц е в ы х с т о р о н н а дежно электрически соединяются с кольца ми; т а к о е соединение д о л ж н о п р о и з в о д и т ь с я посредством п а й к и и л и а в т о г е н н о й с в а р к и . В качестве материала д л я демпферных стер жней служит к р а с н а я медь; соединительные торцевые кольца выполняются из желтой меди. П о д н о л ю с н ы е к о л ь ц а д е л а ю т с я и з м е ди и л и а л ю м и н и я . В т р е х ф а з н ы х Г . п . т . демпферные обмотки н а х о д я т п р и м е н е н и е в тех с л у ч а я х , к о г д а с т а в я т с я п о в ы ш е н н ы е требования в отношении устойчивости па раллельной работы, а также д л я устранения электрических колебаний высшего порядка, наступающих при однофазных коротких за м ы к а н и я х и м о г у щ и х повести к п е р е н а п р я ж е н и я м вследствие в о з м о ж н о г о р е з о н а н с а . Обычно н а к а ж д о м п о л ю с е р а з м е щ а ю т от 10 до 16 с т е р л ш е й ; п р и этом д е м п ф е р н ы е с т е р ж ни р а с п о л а г а ю т с я д р у г от д р у г а н а р а с с т о янии, приблизительно равном зубцевому де лению статора. е) К о н т а к т н ы е к о л ь ц а , ч е р е з к о т о р ы е п р о и с х о д и т подвод т о к а в ц е п ь в о з б у ж д е н и я , в большинстве случаев выполняются из ков кой с т а л и , а п р и б о л ь ш и х р а з м е р а х и х — и з л и т о й с т а л и . Эти к о л ь ц а н а с а ж и в а ю т с я н а ч у г у н н ы е в т у л к и и и з о л и р у ю т с я от п о с л е д них п о м о щ ь ю м и к а н и т а . В н е к о т о р ы х с л у ч а я х , д л я удобства снимания, кольца де лаются из двух частей. Контактные кольца обычно р а с п о л а г а ю т с я н а в а л у с одной сто р о н ы , м е ж д у м а г н и т н о й системой и п о д ш и п ником, около которого находится возбу дитель. В машинах с вертикальным ротором контактные кольца, к а к правило, помеща ю т с я м е ж д у ротором и н и ж н и м н а п р а в л я ющим подшипником. В исключительных ж е с л у ч а я х в е р т и к а л ь н ы е м а ш и н ы имеют р а с п о л олеение к о л е ц н а в е р х н е м к о н ц е в а л а , выше о п о р н о г о п о д ш и п н и к а и л и п о в е р х в о з б у д и т е л я ; п р и этом с о е д и н и т е л ь н ы е п р о в о д а , и д у щ и е от в о з б у д и т е л я к к о н ц а м о б м о т к и возбуждения,пропускаются через отверстие, в ы с в е р л е н н о е д л я этой ц е л и в вал> Г . п . т . Подвод тока к контактным кольцам произ в о д и т с я посредством м я г к и х у г о л ь н ы х , г р а фитных или медно-графитных щеток. 2) М а г н и т н а я с и с т е м а с н е я в но в ы р а ж е н н ы м и п о л ю с а м и вы п о л н я е т с я в виде ц и л и н д р и ч е с к о г о р о т о р а . Эта ч а с т ь я в л я е т с я н а и б о л е е ответственной деталью быстроходных машин (турбогенера т о р о в ) . М а г н и т н а я система э т и х м а ш и н п р е д с т а в л я е т в о м н о г и х с л у ч а я х одно ц е л о е с валом и выполняется из специальн. высоко сортной магнитной стали; в теле ротора де л а ю т с я п а з ы , в к - р ы х р а с п о л а г а е т с я обмот ка, а т а к ж е отверстия и к а н а л ы д л я венти ляции. Роторы большого диаметра выполня ются иногда из отдельных стальных листов т о л щ и н о й в 40—60 мм. З у б ц ы р о т о р а и л и п р е д с т а в л я ю т одно ц е л о е с м а г н и т н ы м сер дечником и л и делаются вставными; в по следнем с л у ч а е з у б ц ы и з г о т о в л я ю т с я и з л и стовой д и н а м н о й с т а л и , в в и д е о т д е л ь н ы х п а к е т о в ; э т и з у б ц ы имеют л а с т о ч к и н х в о с т , при помощи к-рого и создается крепление их в соответствующих гнездах н а теле ротора. П р и выборе той и л и иной конструкции ро тора всегда приходится учитывать к р и т и ч е с к у ю с к о р о с т ь в р а щ е н и я ротора. Обычно с т р е м я т с я к т о м у , ч т о б ы о н а лея-сала за пределами номинальной скорости враще н и я . Осуществление этого у с л о в и я в отно шении роторов, номинальная скорость вра щ е н и я к - р ы х с о с т а в л я е т 3 000—3 600 о б / м . , представляет иногда большие конструктив ные з а т р у д н е н и я . В с л у ч а е н е в о з м о ж н о с т и выполнения этого у с л о в и я ротор конструи руется т а к , чтобы его п е р в а я к р и т и ч е с к а я с к о р о с т ь д л я м а ш и н , в р а щ а ю щ и х с я со с к о р о с т ь ю в 3 000 о б / м . , б ы л а о к о л о 1 800— 2 000 о б / м . П а з ы , в к - р ы е з а к л а д ы в а е т с я о б мотка возбулодения, располагают и л и в р а диальном направлении или в параллельных плоскостях, п е р п е н д и к у л я р н ы х к оси полю с о в . П е р в ы й в и д п а з о в я в л я е т с я более р а с пространенным; п р и устройстве и х имеется возможность закладывать обмотку, выпол ненную по шаблону. П а з ы распределяют ся равномерно по всей о к р у ж н о с т и и л и на ч а с т и ее ( н а /з 7Б о к р у ж н о с т и ) . Ч и с л о п а з о в и способ р а с п о л о ж е н и я и х в ы б и р а ю т с я т а к и м о б р а з о м , чтобы п о л у ч и л о с ь п о возможности синусоидальное распределение магнитной индукции. С целью лучшего охлаждения ротора, а также д л я получения определенного магнит н о г о н а с ы щ е н и я , з у б ц ы р о т о р а и н о г д а снаб¬ жают прорезами и отверстиями; кроме того, под п а з о м д е л а е т с я осевое о т в е р с т и е . Обмотка ротора обычно изготовляется и з медной л е н т ы , п о к р ы т о й х л о п ч а т о б у м а ж н о й изоляцией; обмотка в пазах располагается в 1 и л и 2 р я д а . И з о л я ц и я о б м о т к и от т е л а ротора производится посредством прессшпа на. Укрепление обмотки в п а з а х осущест вляется посредством металлических клинь ев; в качестве материала д л я клиньев при меняется диамагнитная сталь, обладающая большой электрической проводимостью, или бронза с малым уд. сопротивлением. Голов к и обмоток з а к р ы в а ю т с я п о с р е д с т в о м к а п о т о в , у д е р ж и в а ю щ и х г о л о в к и от и з г и б а п о д д е й с т в и е м ц е н т р о б е ж н о й с и л ы . Эти к а п о т ы должны обладать надлежащей механической п р о ч н о с т ь ю , д л я чего о н и в ы п о л н я ю т с я и з с п е ц и а л ь н ы х сортов с т а л и . С ц е л ь ю у м е н ь шения магнитного рассеяния сталь, и д у щ а я на изготовление капотов, должна быть диа магнитной.- М е т а л л и ч е с к и е к л и н ь я д о л ж н ы иметь хорошее электрическое соединение с к а п о т а м и ; д л я д о с т и ж е н и я этого п р и х о д и т ся прибегать к специальным конструкциям. 2 и л и