
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
313 ЗАПРЯЖКА 314 вызывает неприятные и вредные д л я у п р я ж н ы х ж и в о т н ы х т о л ч к и , в с л е д с т в и е более ж е с т к о г о п р и с о е д и н е н и я м а ш и н ы к нсивотным. Непосредственно о г л о б е л ь н у ю 3 . п р и м е н я ют т о л ь к о п р и р а б о т е со хой и косулей; в других с л у ч а я х (конные грабли, сеялки, косилки) в за п р я ж к у включается так ж е валек, с таким расче т о м , чтобы с и л а п е р е д а валась к машине непосредственно через не го, а оглобли с л у ж и л и только д л я поворо т о в (фиг. 12). Д ы ш л о применяется при работе маши ны заездами и д л я перевозки машины в по ле. К дышлу присоединяется вага с валька ми, которые обыкновенно р а с п о л о ж е н ы с н и з у , чтобы ослабить давление, пере даваемое через хомуты на х о л к у л о ш а д е й . Спереди к концу дышла присоеди няется грудной валек, при крепляемый к хомутам. В т я ж е л ы х машинах и ору д и я х необходимо п р и м е н е ние д в у х к о л е с н о г о п е р е д к а или одноколесного дышлод е р ж а т е л я ( ф и г . 13), к - р ы й в о с п р и н и м а л бы п е р е д а в а П i % емые от н и х т о л ч к и ; д ы ш л о в этом с л у ч а е состо ит и з д в у х ч а с т е й : з а д н е й , более к о р о т к о й , к о т о р а я Ф и г . 12. присоединена к машине и п е р е д к у ясестко, и п е р е д ней, к о т о р а я п р и с о е д и н е н а ш а р н и р п о в в е р тикальном направлении. 3. в к о н н ы е п р и в о д ы . П р и работе на к о н н ы х п р и в о д а х , особенно п р и соедине нии с м о л о т и л к о й , п о л у ч а ю т с я п о с т о я н н ы е ш а р н и р н о п р и с о е д и н е н к р ю к d, п р о п у щ е н ный через водило. Во время работы брусок п р у я ш н и т и у д а р ы с м я г ч а ю т с я , что д е й ствует б л а г о п р и я т н о н а у п р я ж н ы х ж и в о т н ы х и с о х р а н я е т з у б ч а т у ю п е р е д а ч у от п о ломки. При многоконных приводах следу ет п р и м е н я т ь у р а в н и т е л ь н у ю 3 . К в о д и л а м присоединены у г о л ь н и к и , к одному концу к-рых прикрепляются вальки 3., а к дру гому—тяги, идущие к шарнирному четырех угольнику, расположенному над серединой Ф и г . 1 5. Фиг. 13 привода. Если одна из лошадей тянет силь н е е , чем д р у г и е , то ч е т ы р е х у г о л ь н и к в ы т я г и в а е т с я в р о м б ( н а ф и г . 15 п о к а з а н о п у н к тиром) в сторону сильнее т я н у щ е й л о ш а д и ; тогда отставшие ло г~Ъ5сы -.Иг*-; шади оттягивают ся назад и неволь но н а ч и н а ю т т я н у т ь дружнее. 3. в о л о в . Н а и более р а с п р о с т р а ненной 3. д л я во гт лов является 3. в Ф и г . 16. ярме, применение же хомута, распространенное в Америке, в с т р е ч а е т с я в Е в р о п е рел-се. В с л е д с т в и е 3. волов парами обыкновенно и ярмо делает ся парное, так называемое в е н г е р с к о е я р м о ( ф и г . 16). В е р х н я я п е р е к л а д и н а д е л а е т с я и з о г н у т о й по ф о р м е х о л к и ; н и ж н я я 4JLM толчки, вызывающие неравномерный ход ло шадей. Поэтому полезно присоединять р а з личные п р у ж и н я щ и е приспособления, на пример сист. Г е п ф н е р а ( ф и г . 14). К в о д и л у Ф и г . 1< п р и с о е д и н я е т с я п р и п о м о щ и х о м у т о в ЬЬ д у бовый и л и б е р е з о в ы й б р у с о к а от 10 до 12 см т о л щ и н о й . П о с р е д и н е этот б р у с о к от делен от в о д и л а в с т а в к о й с; к к о н ц у б р у с к а перекладина—п о д г о р л и ц а—также дол ж н а б ы т ь и з о г н у т а ; с т о й к и в виде д у г д е л а ю т ся с несколькими отверстиями д л я переста н о в к и , чтобы п о д о г н а т ь я р м о к р а з м е р у ж и вотного; дышло присоединяется к верхней