
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
713 КАНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 714 нитку и в две нитки (вкладн. лист, 1 и 2). Во втором случае основа пробирается не в от дельные зубья берда, а по две нити в один зуб, с оставлением далее одного или двух зубь ев без проборки. По изготовлении К . отбе ливается, окрашивается в указанные цвета и сильно проклеивается, после чего пропу скается под сильным прессом. Сильная про клейка и прессование придают ткани необ ходимую жесткость. Находя широкое применение, К . весьма разнообразна по выработке. Различают тон кую канву и грубую. Первая работается из хл.-бум. пряжи (основа и уток) № 30/2, 32/2, 36/2, 40/2, 50/2 с числом ниток на 1 сл* от 6 до 12, вторая—из хл.-бум. пряжи № 16/3, 20/3, 24/3 с числом ниток на 1 ш от 4 до 8. Наиболее грубая К.—смирнская, находя щая применение как основа для вышивально-коврового производства,—работается из пряжи №«N° 6/8 и 8/8 с плотностью от 2 до 4 ниток на 1 см- Нумерация К . основана на плотности ее и предусматривает 12 классов, при чем к 1-му классу относится ткань наи меньшей плотности, а к 12-му—наибольшей плотности. Под названием шелковой К . понимается обычно ткань, сработанная из сильно кру ченой хл.-бум. пряжи, обвитой на особой машине слабо крученым шелком, иногда от варенным, с плотностью нити по основе и по утку от 10 до 16 на 1 см. Покрытие хлопча тобумажной пряжи шелком придает ткани вид шелкового товара. Лит.: М u 1 1 е г Е., Handbuch d. Weberei, Berlin, 1896; «Melliand&s Textilberichte*, Heidelberg, 1929, 1, p. 12. В. Линде. Н А Н И Т Е Л Ь Н О Е П Р О И З В О Д С Т В О , изго товление тонких металлическ. нитей и пря жи, служащих материалом для парчи, ме бельных материй, золотошвейных украше ний, струн и пр. Различают следующие пред меты К. п.: в о л о к а—тонкие металлич. нити, п л ю щ е н к а—тонкие металличе ские ленточки: к а н и т е л ь—волока или плющенка, свитые в спираль, и п р я д е в о—хлоп.-бум. и шелковые нити, обвитые плющенкой. Основными материалами для всех этих изделий служат: электролитическ. красная медь, чистое серебро, чистое золото, сплав меди и никеля, цементированная медь (лигатура), хлоп .-бум. и шелкрвая пряжа. Металлич. основа канительного изделия состоит из медного или серебряного сер дечника, плакированного серебром или зо лотом. Из такого комбинированного металла изготовляется прежде всего волока, т. е. очень тонкая проволока, получаемая из пла кированной болванки, к-рая носит название к у с а . Д л я заготовки кусьев литые бол ванки круглого сечения, диам. 100 лш и длиною: медные 700 лш и серебрян. 500 л ш , вальцуются в горячем состоянии—первые до диам. 40 л ш , а вторые до 60 мм. Получен ные вальцованием длинные медные палки разрезаются на 4 куса, а серебряные обра батываются целиком. Перед плакировкой кусья тщательно острагиваются, при чем ПЛРНЫ вырезаются. Медные кусья плакиру ются серебряными, а серебряные золотыми Диетами, высокопробного и мягкого металла. Серебряные листы укладывают пакетом на покрытой бумажным листом доске; медный кус, концы к-рого заточены на конус, нати рается предварительно составом для кон тактного серебрения (хлористое серебро, виннокаменная к-та, хлористый натрий). На серебряные листы накладывают медный кус и, катая его по доске в одну и ту же сторо ну, наворачивают на него серебряные листы, постепенно уплотняя их. Поверх бумажного листа,к-рый накатывается вместе с серебром, кус обвивают лентой из редкой льняной тка ни и крепко обвязывают шпагатом. После этого кусья сажают в чугунный муфель, обо греваемый топливом, не содержащим серы, от к-рой серебро чернеет; лучше всего упо-> треблять нефть. Темп-pa в муфеле ^ 8 0 0 ° , время нагрева—не более 15 м., что вполне достаточно для сообщения серебру пластич ности. После этого кусья вынимают из му^ феля и укладывают на движущийся по рель сам п р и т и р а л ь н ы й с т а н о к , назна^ чение к-рого—удалить содержащийся меж ду листами воздух, препятствующий проч ному соединению серебряных листов между собою и с медью. Для этого на кус нажимают стальным воронилом и поворачивают его вокруг оси три или четыре раза. Вместо меди сердечник может состоять из сплава меди с никелем,причем содержание никеля обычно не превышает 10—12%. Сорта канительных изделий с содержанием серебра до 25 и 40% не серебрятся, а медный кус вставляется в выточенную серебряную трубку, и все вместе подвергается волочению. При изготовлении массивной серебряной канители заготовленные серебряные кусья 95-й пробы также покрывают листовым се ребром, т . к . накладка высокопробного слоя сообщает изделию белый цвет, тогда к а к серебро 95-й пробы в изделиях имеет си неватый оттенок. Такое серебро называется м у ф е л ь н ы м с е р е б р о м . Золочение серебра через огонь производится таким же способом, как и серебрение, но притирание совершается вручную и не стальным воро нилом, а воронилом из кровавика. Золоче ние 25—40 %-ного, или т. н. т и т р о в ог о, товара производится в целом кусе, до сверления. Серебренная и золоченная через огонь канитель различается по весу нало женного серебра или золота в % . Цементированная медь или т. н. лигатура готовится в большинстве случаев из медного куса, уже потянутого до диам. 1 л ш . Такую проволоку, тщательно очищенную от плен, окалины* и жира, помещают в чугунный муфель, на дне которого насыпана смесь гранулированного цинка с нашатырем. Му фель нагревается так, чтобы дно его имело температуру испарения цинка, а та часть, через которую проходят медные проволоки, получила более высокую температуру, бла годаря чему цинковые пары, осевшие на медных проволоках, вплавляются в поверх ность меди и сообщают ей золотистый цвет. Лигатура является дешевой имитацией зо лоченых товаров. Полученный описанными способами мате риал подвергается волочению в холодном состоянии для получения канительных ни тей разных № № . Д л я канительных нитей принята лионская официальная нумерация,