
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
195 ЛИТОГРАФИЯ 196 торый благодаря пружинам Е и рычагу Ж может подниматься и опускаться, плотно нажимая на камень. Д л я регулирования нажима имеется винт б. Н а т е л е ж к у д л я большей упругости к л а д е т с я д е р е в я н н а я ре ш е т к а И, з а к р ы т а я в о й л о к о м К; п о с л е д н и й накрывается листом цинка или линолеумом. Валики бывают к о ж а н ы е , массные и рези новые. Первые разделяются на ворсовые и лицевые. Ворсовыми называются валики, обтянутые к о ж е ю внутренней (шерохова той) с т о р о н о й в в е р х , а л и ц е в ы м и — о б т я н у тые к о ж е ю н а р у ж н о й ( г л а д к о й ) с т о р о н о й вверх. Ворсовые валики употребляются для накатывания плотных контурных красок, а лицевые, массные и резиновые—для на к а т ы в а н и я более слабых к р а с о к (например в хромолитографии). Массные и резиновые валики гораздо лучше лицевых кожаных, т а к к а к с н и х л е г ч е с м ы в а е т с я к р а с к а и они т о н ь ш е и р а в н о м е р н е е ее н а к а т ы в а ю т . К а мень с рисунками кладут н а т е л е ж к у стан к а , подводят под ребер и устанавлива ют давление пресса. Установив пресс, рас катывают валиком на плите к р а с к у тонким слоем, смывают с к а м н я водой гуммиара бик и с к и п и д а р о м — р и с у н о к . Затем чистой н е ж и р н о й т р я п к о й с водой смывают г р я з ь с к а м н я и, слегка у в л а ж н и в его, накаты вают рисунок к р а с к о й . Выкатав к а к следу ет р и с у н о к , н а к л а д ы в а ю т н а н е г о л и с т б у маги, н а котором хотят получить оттиск, и н а к р ы в а ю т еще одним и л и д в у м я листа ми м я г к о й бумаги. Сверху к л а д у т п а п к у (лист а н г л и й с к о г о к а р т о н а ) , с м а з а н н у ю в а зелином или салом, и подводят тележку с камнем под ребер. Между ребером и папкой кладется смазанный салом п о д р е б е р и й к (полоска картона немного большей д л и н ы , ч е м р е б е р , и ш и р и н о ю 8—10 см). Опускают рычаг пресса и протаскивают ка м е н ь в с т а н к е . Р е б е р , н а ж и м а я ч е р е з подреберник на смазанную салом цапку, сколь зит по ней и перетаскивает рисунок с к а м н я на бумагу. Д л я получения второго, третье го и т. д. оттисков камень к а ж д ы й р а з ув л а ж н я ю т водой и накатывают краской у ж е без смывки скипидаром. Вместо скипидара можно рекомендовать так наз. венскую про мывную тинктуру, которую наливают на камень и стирают тряпкой с небольшим ко личеством воды. При к о р р е к т у р а х , когда нужно нанести новые ш т р и х и н а т р а в л е н ы й к а мень, последний необходимо восстановить в п р е ж н е е с о с т о я н и е , т . е. с д е л а т ь в н о в ь в о с п р и и м ч и в ы м к ж и р а м . Это д о с т и г а е т с я обработкой к а м н я уксусной кислотой и л и калиевыми квасцами. В первом случае азот нокислый к а л ь ц и й , находящийся н а поверх ности к а м н я , п е р е х о д и т в у к с у с н о к и с л ы й кальций и легко смывается водой, обнажая С а С 0 . Во втором случае, при обработке квасцами,- о б р а з у ю щ а я с я п р и г и д р о л и з е и х серная к-та переводит азотнокислый к а л ь ций в сернокислый, который несравненно м е н ь ш е а д с о р б и р у е т с я СаСО„ и л е г к о с м ы в а ется водой. Процесс восстановления к а м н я (или, к а к принято говорить, к в а с ц е в а н и я) производится след. образом. Хорошо выкатанный краской рисунок припудривают тальком и канифолью, которые тщательно 3 стирают ватой. Затем канифоль прижигают пламенем паяльной лампы. Расплавлен н а я канифоль образует тонкую корочку на в с е х ш т р и х а х р и с у н к а . Р и с у н о к еще р а з припудривают тальком и обливают раство р о м 10 г к а л и е в ы х к в а с ц о в и л и 28 см обык н о в е н н о й у к с у с н о й э с с е н ц и и в 400 ел* в о д ы . П о д одним и з э т и х р а с т в о р о в к а м е н ь сто и т в течение 1—3 м и н у т ; затем его смы в а ю т в о д о й и п р о с у ш и в а ю т , п о с л е чего м о ж н о в н о в ь н а н о с и т ь н а него т у ш ь и л и к а р а н даш. После необходимых исправлений ка мень вновь травится. Удалить лишние штри х и , о с л а б и т ь о т д е л ь н ы е места р и с у н к а и л и убрать грязные пятна можно шабером и л и ж е иглой. Б о л ь ш и е пятна счищают пемзой. П о с л е э т о г о т а к ж е необходимо к а м е н ь п р о т р а в и т ь еще р а з в т е х м е с т а х , где б ы л и сделаны подчистки. Травление к а м н я и по лучение оттиска с рисунка, сделанного вы скребанием по асфальту, отличается лишь т е м , ч т о з д е с ь д е л а е т с я более с и л ь н о е т р а в л е н и е и п о с л е н е г о р и с у н о к с к и п и д а р о м не смывают, а п р я м о накатывают краской по у в л а ж н е н н о м у к а м н ю . Н о м о ж н о смывать и с к и п и д а р о м , е с л и к а м е н ь перед з а к а т ы в а н и е м асфальтом ожирить маслом или мыльной во дой. Обработка к а м н я и печать с гравиров ки производятся след. обр. Камень заливают д е р е в я н н ы м и л и л ь н я н ы м м а с л о м н а 10—15 м. (чтобы з а ж и р и т ь п р о р е з а н н ы е ш т р и х и ) , об тирают чистой тряпкой и забивают чер ной ж и р н о й к р а с к о й п р и п о м о щ и т а м п о н а , свернутого из к и р з ы . Остатки грунта и крас к и смывают гуммиарабиком при помощи губ ки. Затем камень накатывают краской при п о м о щ и в о р с о в о г о в а л и к а . Г р а в ю р а печа т а е т с я п о д более с и л ь н ы м д а в л е н и е м п р е с с а , с остро о б с т р у г а н н ы м р е б е р о м , н а м я г кой, малопроклеенной и слегка отволожен ной бумаге. 3 8 П е ч а т а н и е х р о м о л и т о г р а ф и и («про бы») н а р у ч н о м с т а н к е т р е б у е т от «пробиста» большого опыта, а главное, знания красок, и х свойств, приемов смешения и п р . Т а к к а к в х р о м о л и т о г р а ф и и п е ч а т а ю т цветными, к р а с к а м и , то п о с л е с м ы в к и с к и п и д а р о м к а м е н ь рекомендуется слегка протереть деревянным м а с л о м п р и п о м о щ и м я г к о й т р я п к и . Соста вив цвет к р а с к и , к - р а я д о л ж н а печататься п е р в о й , и о т т и с н у в с этого к а м н я н у ж н о е к о личество экземпляров, протыкают в полу ч е н н ы х о т т и с к а х (в т о ч к а х п е р е с е ч е н и я л и ний, образующих крестики) маленькие ды рочки. Затем к л а д у т на станок камень вто р о г о ц в е т а , н а к а т ы в а ю т его н а д л е ж а щ е й к р а с к о й и просверливают на этом камне в к р е с т и к а х т о н к о й и г л о й едва з а м е т н ы е у г л у б л е н и я . Т о ж е самое д е л а е т с я и н а всех к а м н я х п о с л е д у ю щ и х к р а с о к . Оттиск п е р вой к р а с к и надевают с обратной стороны на ножки специального штанген-циркуля (с д в у м я и г л а м и , у с т а н о в л е н н ы м и т о ч н о п о двум противоположным крестикам) и накла дывают оттиск по дырочкам в крестиках к а м н я в т о р о й к р а с к и . Т . о. д о с т и г а е т с я точ ное н а л о ж е н и е одной к р а с к и н а д р у г у ю . З а тем о т н и м а ю т о с т о р о ж н о ц и р к у л ь и д е л а ю т оттиск второй краски. Т а к ж е тискаются третья, четвертая и т. д. к р а с к и . Отдельные оттиски каждого цвета называются ш к а л а м и . П о э т и м ш к а л а м будет п о д б и р а т ь с я