
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МУЗЫКАЛЬНЫЕ балалайка-контрабас, на которой вследствие толщины ее струн играют медиатором. Кро ме контрабаса в оркестрах народных инст рументов употребляются также следующие разновидности балалаек, отличающиеся друг от друга частью по величине, частью по своему строю: балалайка-прима, строй кото рой указан выше, балалайка-секунда, к-рая отроится на квинту ниже балалайки-при мы; балалайка-альт, строящаяся на октаву ниже балалайки-примы, и балалайка-пик коло, бас и контрабас, строящиеся по квар там, как и соответствующие трехструнные домры, причем балалайка-контрабас строит ся октавой ниже балалайки-баса. Д . А р ф а (фиг. 41)—один из древнейших музыкальных инструментов, сохранивший ся до настоящего времени, хотя и в значи тельно измененном виде. Арфа была из вестна уже египтя нам более чем за три тысячи лет до нашей эры; в современной Европе она начинает распространяться с 8 в. и свою близкую к теперешней форму получает около сере дины 15 в. В настоя щее время арфа бы вает двух видов: пе дальная и хромати ческая с перекрест ными струнами. Пе дальная арфа пред ставляет собой инст румент в виде тр-ка, •одну из сторон ко торого образует опи рающийся на дереиян. основание про долговатый расши ряющийся книзу реФиг. 41. зонансовый корпус, построенный из ряда деревянных полос. Струны (исключительно кишечные) при крепляются к средней оси резонансового корпуса и натягиваются с помощью колков, которые помещаются на изогнутой в фор ме буквы S шейке инструмента, образующей ^го верхнюю часть. Играют на арфе сидя, перебирая струны пальцами рук. На пе дальных арфах струны настраиваются ис ключительно в порядке диатонич. скалы. Д л я получения хроматич. полутонов слу жит особый педальный механизм, изобре тенный около 1720 г. и окончательно усовер шенствованный Эраром в 1820 году. В хро матических арфах, к-рые впервые были по строены фирмой Плейеля во Франции, стру ны натягиваются крест-накрест и настра иваются в порядке хроматической гаммы. Форма хроматической арфы такая же, как и педальной. т. подгорный. при помощи особо приспособленных для того мехов, различают г у б н ы е гармони ки (фиг. 42) и р у ч н ы е (фиг. 43), или рас тяжные. Оба вида гармоник были изобрете ны берлинским музыкальным мастером Бушманом: губная — в 1821 году, ручная — в 1822 г. Губная гармоника была затем усо вершенствована Христианом Месснером,&ко торый в общем при дал ей тот вид, в ко тором она существу ет, если не говорить о деталях,и до насто Фиг. 4 2 . ящего времени. Ручная гармоника также подверглась ряду из менений и в настоящее время существует в целом ряде разновидностей: двухрядной вен ской, трехрядной хроматической, рояльной хроматической, концертино, банданиона и некоторых других. У всех трех первых видов гармоник на грифе правой руки помещается клавиатура, предназначенная для выполне ния мелодич. части пьесы, а на грифе ле вой—клавиатура для аккомпанемента, дан ного в форме готовых (штампованных) ак кордов: мажорных и минорных трехзвучий и их обращений и септаккордов со своими обращениями. Концертино представляет со бой переработку ручной гармоники Бушмана, произведенную в 1827 г. англ. физи ком Витстоном. Это—хроматич. гармоника, Фиг. 4 3 . Г а р м о н и к и . В гармониках, как и в гармониуме, звук получается вследствие перерывов струи воздуха, происходящих от колебания свободно проскакивающих (про ходящих) язычков. В зависимости от того, каким образом получается воздушная струя, колеблющая язычки,—при помощи рта или с шестигранным корпусом, у к-рой клавиа тура расположена в особом порядке на верх ней и нижней крышках. Б а н д а н и о и—немецкая переработка концертино, получившая название по имени фабриканта Генриха Банда, впервые начав шего изготовлять эти инструменты. В отли чие от концертино на банданионе при сжиме и разжиме мехов получаются при пользова нии какой-либо клавишей звуки различные по высоте, тогда как, по общему правилу, у всех хроматич. гармоник получаются в этом случае звуки, одинаковые по высоте. В Рос сии хроматич. гармоники носят название «баянов», причем в последнее время среди более квалифицированных музыкантов-гар монистов большое распространение начи нает приобретать т. и. «выборный баян»— хроматическая, обычно трехрядная гармо ника, у к-рой клавиатура для левой руки построена так же, как и для правой (т. е. без штампованных аккордов), но только для бо лее низких октав. д.н.