
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
811 м УЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ 812 к одной из касательных к окружности ство ла) отличается меньшей упругостью, а пото му обладает худшими акустич. свойствами. Обыкновенно дерево, идущее на построение смычковых инструментов, заготовляется в форме призм соответствующей длины, ши рины и толщины так, чтобы каждая такая призма, будучи распилена по ширине на две равных половины и склеена затем по длине, дала доску, достаточную по размерам для получения деки соответствующего инст румента. 3) Дерево д. б. средней плотности (уд.вес). Для ели этот средний уд. вес заклю чается между 0,40 и 0,45; для клена—между 0,60 и 0,65. Дерево очень плотное отличается в то же время и значительной твердостью, а слишком твердое дерево влияет неблаго приятно на звук, делая его резким и сухим. Наоборот, дерево незначительной плотности отличается рыхлой древесиной, звук инстру мента, построенного из такого дерева, по лучается недостаточно сильным и расплыв чатым. 4) Наконец дерево д. б. свободно от всякого рода дефектов, например: сучковато сти, смолы, червоточины и т. п. В частности годовые слои ели не должны итти слишком часто или слишком редко, а д. б. располо жены ровными параллельными рядами. Все сказанное относится конечно к дереву, из к-рого д. б. сделаны инструменты высокого качества; для инструментов посредственных строгое соблюдение этих требований необя зательно, и некоторые дешевые фабричные инструменты изготовляются из такого дере ва, к-рое хороший мастер не считал бы год ным для своей работы. Когда окончена об работка дек, обечайки оклеивают с нижней стороны изнутри обручиками из елового, ли пового или же ольхового дерева, снимают с формы и приклеивают к нижней деке. За тем обечайки оклеиваются изнутри обручи ками с верхней стороны, и на них наклеивают жидким клеем верхнюю деку. Пользование жидким клеем здесь необходимо для того, чтобы при надобности вскрыть инструмент для какого-либо ремонта, не портить верхней деки на краях. На верхней деке, обыкновен но еще до ее приклеивания к обечайкам, де лаются вырезы внизу и вверху: один для по мещения нижнего порожка, другой же—для врезывания шейки. Две деки, соединенные обечайками, образуют кузов, или корпус, скрипки, к к-рому в верхней части, в соответ ствующем вырезе в верхней стойке, с легким наклоном назад, вклеивается заготовленная заранее ручка, после чего закругляются крае вые канты, и инструмент готов к лакировке. Перед лакировкой, если дерево недостаточно старо, а потому очень бело, его обыкновенно забейцовывают (затемняют) каким-либо со ставом. При фабричном производстве скри пок весьма распространенным бейцом слу жит жидкий водный раствор хромпика (двухромокислого калия К С г 0 ) ; при инди видуальной же выработке скрипок, каждый мастер затемняет деки по-своему в зависи мости от вкуса и поставленных себе художе ственных задач. После затемнения инстру мент загрунтовывают, для чего опять-таки разные мастера пользуются различными со ставами, и затем шлифуют при помощи мел кого порошка пемзы с водой или каким-либо 2 2 7 растительным маслом (льняным, подсолнеч ным и т. д . ) . При лакировке сначала наво дят два-три слоя бесцветного лака, а затем после новой шлифовки пемзой покрывают несколько раз каким-либо цветным лаком. Когда лак достаточно просохнет, инструмент еще раз шлифуют, полируют тем или дру гим способом, в зависимости от особенностей лака, и отделка инструмента считается за конченной. После этого остается наклеить гриф на шейку, вставить колки в отверстия головки и натянуть струны, чтобы инстру мент был совершенно готов к употреблению. Лак играет очень важную роль в деле по строения смычковых инструментов; поэтому здесь необходимо сказать о нем несколько слов. Секрет замечательных лаков знамени тых итальянских мастеров до сих пор не найден, но один факт не подлежит никакому сомнению: они всегда пользовались для по крытия своих инструментов мягкими и эла стичными лаками, т. к. жесткие и твердые лаки делают тембр инструментов сухим и резким. В виду этого наиболее пригодными для смычковых инструментов лаками сле дует считать эфирно-масляные лаки (в чистом виде или в смеси с винным спиртом) из мяг ких и средней твердости смол, каковы напр. мастика, даммар, элеми, сандарак ( g u m m i j u n i p e r i ) . Чисто спиртовые лаки ломки и су хи, лаки же масляные, в обычном смысле этого слова, очень тяжелы и грубы для смыч ковых инструментов. Что касается красок, то итальянские мастера употребляли исклю чительно растительные краски (драконову кровь, гуммигут, алоэ, вытяжки из курку мы, марены и пр.). При современном фаб ричном производстве обыкновенно пользу ются гораздо более дешевыми (а иногда и более прочными) анилиновыми красками, но мастера-худолшики и до сих пор идут по стопам итальянцев, т. к. лишь при этих усло виях цветной лаковый покров инструмента получает такой вид, к-рый можно считать вполне подходящим для скрипки как истин но художественного произведения. В Ита лии (гг. Брешия и Кремона) искусство по строения скрипок стояло, можно сказать, на недосягаемой высоте в течение почти двух веков, до середины 18 века, и мы встреча ем здесь (в Кремоне) такие мировые имена, как имена Николая Амати (1596—1684 г г . ) . Антония Страдивари (1644—1737 гг.), вели чайшего из всех когда-либо существовавших скрипичных мастеров, Иосифа Гварнери дель Джезу (1687—1744 гг.), инструменты которого во многом могут соперничать с инструментами Страдивари. Произведения этих мастеров являются до настоящего вре мени не превзойденными образцами скри пичного мастерства, т. к. никто еще не сумел придать звуку своих инструментов такую силу и такую красоту тембра, какими от личается звук созданных ими инструментов. На рубеже 19 в. в виду усиленного разви тия оркестровой музыки и благодаря спросу на более дешевые инструменты, прежние, индивидуальные методы работы пришлось оставить и обратиться к фабрично-массовому производству. При этом производстве по строение смычковых инструментов обезли чилось, и инструменты стали изготовляться