
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
97 НАВИВАЛЬНЫЙ СТАНОК НАВИГАЦИОННЫЕ 98 П Р И Б О Р Ы имеют наборная машина, в случае успешного осу ществления заложенных в ней идей, может в ближайшем будущем внести огромный пере ворот в полиграфию, исключив из типограф ского дела металлич. типографский набор, и изменить коренным образом всю технологию полиграфического производства. Лит.: Руководство для обслуживания и у х о д а за наборной м а ш и н о й «Типограф-Универсаль», Б е р л и н , 1930; Р у к о в о д с т в о к и з у ч е н и ю и р а б о т е н а б у к в о о т л и в н о й н а б о р н о й м а ш и н е « М о н о т и п » , С П Б , s. а . , 2 ч . ; О т ливная машина монотип, Р у к о в о д с т в о к и з у ч е н и ю конструкции и обслуживанию отливной машины мо н о т и п , B e r l i n , 1930; D i e Monotype, Techniscb.es H i l l s buch fiir Monotypesetzer u . G i e s s e r , h r s g . v o n der Z e n tralkomission d . Maschinensetzer i m V e r b a n d e d . deut schen B u c h d r u c k e r , В . , 1928; D i e Zeilen-Setz-giesse- u . Ablege-Maschine L i n o t y p e , h r s g . von der Mergenthaler Setzmaschinen F a b r i k , В . , s. a . ; D e t a i l P l a t e s , the Mo notype «D» K e y b o a r d M a c h i n e , L . , 1910; A l b e r t K . , Zum P r o b l e m d. p h o t o m e c h a n i s c h e n S e t z t e c h n i k , D i e Uhertype-Lichtsetzmaschine, «Deutscher Drucker», В . , 1930, 3. p. 145. А. Черкасский. НАВИВАЛЬНЫЙ СТАНОК применяется и в ручном и в механическом ткачестве. В пер вом случае станок служит для перемотки на ткацкий навой отдельных частей основы, получен ных после сновки в виде клубков, цепей, плетенок. Для этого упот ребляется станок, к-рый показан на фиг. 1, ткацкий на вой с пазом (фиг. 2). Через концевые петли основы, об Фиг. 1 разованные в сно вке, пропускается деревянный брусок, на к-ром распределяют равномерно все партии и переплетают их шнурком (фиг. 3). Брусок вкладывают в паз навоя, привязывают к не му бечевками, после чего навой В (фиг. 1) помещают на станок в соответствующие под шипники. Партии основы О располагают с другой стороны станка и для получения во 4 Ф и г . 2. Ф и г . 3. время навивки надлежащего натяжения про пускают через ряд деревянных брусков Е, D. Для более равномерного распределения партий и для правильного заполнения всей длины навоя на пути основы располагают гребень А (фиг. 1 и 4). Обыкновенно один & рабочий натягивает основу, второй на правляет ее гребнем, Ф и г . 4. а третий вращает на вой рукояткой С, причем гребень А рабочий держит под таким углом, чтобы основа нама тывалась на всю длину навоя мёягду его фланцами. В механич. ткачестве навивальный прибор чаще всего применяется в шерстяном и шел ковом производствах и составляет часть конусной сновальной машины, связанную в своем действии со сновальным барабаном. См. СнОваЛЬНЫе машины. Лит.: с м . Сновальные машины. Т. Э. т. XIV. Н. Новиков. своим назначением обеспечить выполнение основной задачи навигации — провести ко рабль из одного порта в другой безопасней шим и кратчайшим путем. Д л я этого прежде всего необходимо иметь прибор, посредством которого можно было бы направить корабль по выбранному пути и затем во время плава ния все время следить за направлением двил*ения судна. Таким прибором является су довой компас (см.)—главнейший Н. п. Далее необходимо иметь прибор, регистрирующий пройденное судном расстояние. Д л я этой це ли служит лаг (см.). Д л я того же, чтобы все время следить за перемещением корабля по морской карте, необходимо вести проклад ку корабля, что выполняется при помощи прокладочных инструментов (см.). Особые об стоятельства, в к-рых может оказаться море плаватель, например туман, заставляют его прибегать к помощи лота (см.), чтобы по глубине моря судить о местонахождении суд на, или к помощи новейших электронави гационных приборов, как радиопеленгатор (см. Пеленгатор), приборы подводной сигна лизации (см. Звук, п о д в о д н а я а к у с т и ¬ к а) или электрич. лоцман (см. Электрона вигационные прибопы). Океанские переходы, совершаемые вне видимости берегов, вызы вают необходимость иметь Н. п., служащие для производства астрономич. наблюдений, чтобы из последних, согласно указаниям мо реходной астрономии, вывести правильное заключение о месте судна в океане. Главней шими из этой группы приборов являются секстант (см.) и хронометр (см.). Существующие в настоящее время Н. п. по роду своего устройства м. б. разделены на две категории: старые мореходные инст рументы—магнитные и механические—и но вейшие электронавигационные приборы, ос нованные на применении последних дости жений электротехники. Несмотря на все воз растающее с каяадым годом значение элек тронавигационных приборов, их сложность, дороговизна и необходимость специального оборудования и хорошо обученного обслужи вающего персонала заставляют большую часть судов попрежнему пользоваться ста рыми Н. п., к-рые благодаря простоте и на дежности своего устройства долго еще бу дут существовать параллельно с новыми приборами, нередко служа для необходимо го КОНТРОЛЯ р а б О Т Ы ПОСЛеДНИХ. Н. С а н е л л а р и . НАВИГАЦИЯ, кораблевождение, совокупность ряда наук, позволяющих осу ществить безопасное плавание корабля в мо ре. К этим наукам относятся: 1) собственно П.; 2) м о р е х о д н а я а с т р о н о м и я , ме тодами к-рой происходит определение кораб л я в море по небесным светилам; 3) д е в и ац и я к о м п а с а (см. Судовой компас); 4) тео рия электронавигационных инструментов и гл. обр. электромеханич. компаса (гироком паса), основанного на принципе гироскопа (см. Волчок и Электронавигациоиные при боры); 5) л о ц и я—описательная наука, да ющая сведения об условиях плавания в дан ном районе (течение, ветры, предостерега тельные знаки, различные сигналы и пр.); 6) м о р с к а я м е т е о р о л о г и я и 7) о к еа п о г р а ф и я, изучающие физико-географич.