
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
871 ПОВОРОТНЫЕ УСТРОЙСТВА 872 толщиной до 10 мм. В том случае, если грунтовые воды в месте установки круга низки и нет опасения, что котлован круга будет заливаться подпочвенными водами, ферма поворотного круга делается вида, из ображенного на фиг. 1, и в средней своей части достигает высоты до V/ м. При высо ких грунтовых водах ферма делается более низкой, но для прочности устраивается в виде раскосной балки с ездой понизу. Фер ма уравновешенного поворотного круга, опираясь на центральную опору или голов ку круга, не должна касаться концевыми колесами кругового рельса. Регулирование подъема фермы над круговым рельсом дости гается при помощи установочных болтов и (фиг. 2), на к-рых подвешивается ферма. Д л я того чтобы при входе паровоза на по воротный круг не происходило сильных ударов концевых колес фермы о круговой рельс, могущих расстроить и повредить соединения фермы, иногда устраивают осо бые подкладные клинья или эксцентрично насаженные кулаки, к-рые приводятся в действие при помощи привода и создают временную опору концов фермы на круговой рельс, препятствуя т. о. колебаниям фермы и ударам ее концевых колес о круговой рельс. Д л я того же чтобы ферма круга после установки ее против нужного пути не могла сдвинуться с места, по концам ее устраиваются или задвижки, задвигаемые при помощи приводов в особые гнезда в вертикальной стенке котлована, или заклад ки, забрасываемые в вырезы скоб, скрепля ющих концы рельсов, подходящих к кругу. Центральные опоры или головки поворот ных кругов устраиваются различным обра зом. На фиг. 2 показана роликовая головка системы Селлерса и ее соединение с фермой поворотного круга. Головка сист. Селлерса состоит из колонны а, опирающейся на фундамент при помощи широкого опорного кольца б. Верхний конец колонны а обточен по шаровой поверхности, и на него опирает ся нижняя часть головки круга в, низ к-рой имеет шаровое углубление, соответствую щее верхней части колонны а. Над нижней частью головки в расположена верхняя ее часть г, к которой подвешена на болтах и, и ферма круга ж и к-рая опирается на нижнюю часть головки при помощи ряда конич. роликов д (фиг. 2), облегчающих скольжение верхней части головки по ниж ней. Д л я большей устойчивости верхняя часть головки снабжена шипом е, входящим в соответствующее углубление нижней части. Ролики д располагаются по всей окруж ности головки лишь с небольшим зазором между ними. Они делаются из лучшей стали и тщательно обтачиваются и закаливаются. Д л я того чтобы при работе круга каленые ролики не срабатывали тела чугунных час тей головки в и г, в головку вкладываются опорные стальные каленые шайбы з, по ко торым и происходит перекатывание роли ков д. Во избежание перекашивания фермы круга в поперечном направлении, по бо кам ее, в центральной части, возле головки устраиваются колеса к, могущие в случае нужды опереться на круговой выступ л опорного кольца б. Оси колес к устроены a эксцентричными и при поворачивании&^их в их гнездах позволяют несколько припод нимать или опускать колеса, к-рые уста навливаются т. о., чтобы при нормальном положении круга, нагруженного паровозом, они все же не касались выступа л, и одно из них приходило в соприкосновение с этим выступом только при перекашивании фермы круга. Иногда вместо роликовой головки сист. Селлерса устраивается шариковая го ловка (фиг. 3), в которой ролики заменены шариками. Довольно распространенной на дорогах Юга СССР является также гидравлич. го ловка сист. Блюмберга, показанная в раз резе на фиг. 4. Эта головка также состоит из нижней части в, опирающейся шаровой вы точкой а на шар колонны, и верхней час ти г, к которой подвешивается ферма кру га. Верхняя часть го- Фит. 3. Фпг. 4. часть в в виде плотно приточенного к цилин дру поршня. Между цилиндром и поршнем головки наливают масло, к-рое и заменяет собой ролики или шарики в головках сист. Селлерса. Во избежание пропуска масла между поршнем и цилиндром, в теле поршня сделаны выточки д, куда закладываются кожаные манжеты е, к-рые под давлением жидкости плотно прижимаются к поверх ности цилиндра г и препятствуют вытеканию масла. Д л я возможности повернуть круг при случайной утечке масла или же порче круга, между частями в и г иногда прокла дывают стальную, чисто обточенную чечеви цу ж, на к-рую и садится верхняя часть головки. При хорошей коже манжет гид равлич. головка работает без их смены до полугода и более, причем круг вращается легче, чем при роликовой головке. Роликовые и шариковые головки сист. Селлерса, а также и гидравлич. головки хорошо работают при паровозах среднего размера. При более тяжелых паровозах ролики начинают лопаться, сбиваются со своего радиального направления и требуют частого осмотра и ремонта; гидравлич. же головки начинают пропускать масло. По этому для поворачивания более тяжелых паровозов на ж. д. применяют более солид ные головки вроде роликово-шариковой головки сист. Становского и Рубана, изо браженной на фиг. 5. В этой головке высо кая колонка, служащая для опоры на нее головки круга, отсутствует, а нижняя часть головки А опирается непосредственно на установочное кольцо Б. На нижнюю часть головки А накладывается ее верхняя часть В , к-рая и опирается на нее при помощи