
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
195 СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА КОРАБЛЯ 196 различных типов пловучих сооружений. В кон струкции металлического корпуса части его, и м е ю щ и е в и д б а л о к ( ш п а н г о у т ы , б и м с ы , стой ки), составляют около половины всего веса к о р п у с а , п о э т о м у и з у ч е н и ю этого о т д е л а в С. м. к . п р и д а е т с я п е р в о с т е п е н н о е з н а ч е н и е . 2) И з г и б и у с т о й ч и в о с т ь т о н к и х п л а с т и н и о б о л о ч е к . Исследование деформаций тон к и х п л а с т и н и о б о л о ч е к в С. м . к . п о л у ч а е т самостоятельное развитие, приводящее к уста н о в л е н и ю о с о б ы х методов р а с ч е т а п р о ч н о с т и для различного вида и различных условий ра боты т о н к и х п л а с т и н и о б о л о ч е к с у д о в о г о к о р п у с а (листы обшивки днища и бортов, на стил палуб, листы переборок и пр.), составля ю щ и х свыше половины всего веса к о р п у с а ; они р а з д е л я ю т с я н а п л а с т и н ы ж е с т к и е и г и б к и е в з а в и с и м о с т и от в л и я н и я н а и х изгиб т. н. ц е п н ы х н а п р я ж е н и й , появ л я ю щ и х с я при изгибе пластины вследствие распора, обусловленного наличием связей, пре пятствующих сближению опорных кромок пла стины. Большое внимание уделяется изуче нию вопросов устойчивости пластин с целью о б е с п е ч и т ь п р и н а и м е н ь ш е м весе н е о б х о д и м у ю ж е с т к о с т ь д л я п л а с т и н с у д о в о г о к о р п у с а , под вергающихся действию больших сжимающих у с и л и й . 3) П е р е к р ы т и я ( п е р е к р е с т н ы е с в я з и ) . Главные составные части судового к о р пуса (днище, борта, палубы, переборки) пред с т а в л я ю т собой п е р е к р ы т и я , о б р а з о в а н н ы е и з тонких листов, подкрепленных ребрами жест к о с т и , р а с п о л о ж е н н ы м и в одном и л и ж е д в у х н а п р а в л е н и я х ( п е р е к р е с т н ы е с в я з и ) . В этом отделе у с т а н а в л и в а ю т с я м е т о д ы р а с ч е т а п р о ч ности различного вида судовых перекрытий, а т а к ж е основания д л я выбора наиболее целе сообразных систем и х с точки з р е н и я умень ш е н и я в е с а . 4) З а к л е п о ч н ы е соеди н е н и я и с в а р н ы е с о е д и н е н и я . В этом о т д е л е и с с л е д у ю т с я и у с т а н а в л и в а ю т с я общие нормы и методы расчета прочности з а к л е почных и с в а р н ы х соединений частей судового корпуса. I I . С п е ц и а л ь н а я ч а с т ь С м . к. Кор пус к о р а б л я с точки зрения строительной ме х а н и к и п р е д с т а в л я е т собой к л е п а н у ю б а л к у переменного сечения, воспринимающую и у р а в н о в е ш и в а ю щ у ю д е й с т в у ю щ и е н а нее с и л ы в е с а и давления воды; балка эта д о л ж н а обладать достаточной общей продольной и поперечной п р о ч н о с т ь ю , а о т д е л ь н ы е ч а с т и ее д о л ж н ы безопасно выдерживать действующие на них местные у с и л и я . По х а р а к т е р у работы отдель ных частей (связей) корпуса их можно разбить н а с л е д у ю щ и е 8 к а т е г о р и й : 1) Ч а с т и к о р п у с а , воспринимающие внешние распределенные усилия ( н а р у ж н а я обшивка; внутреннее дно; листы переборок, воспринимающие давление воды; настилки палуб, воспринимающие рас пределенные по п а л у б а м г р у з ы ) ; эти части корпуса с точки зрения строительной механики п р е д с т а в л я ю т собой т о н к и е п л а с т и н ы , о г р а н и ч е н н ы е ж е с т к и м к о н т у р о м . 2) Ч а с т и к о р п у с а , служащие опорным контуром для связей пер вой категории (пластин) и передающие реактив н ы е в о з д е й с т в и я э т и х п о с л е д н и х н а более ж е с т кие части к о р п у с а (шпангоуты и стрингеры, передающие реактивные воздействия наружной обшивки и внутреннего дна на поперечные и п р о д о л ь н ы е п е р е б о р к и ; бимсы, п е р е д а ю щ и е давление на п а л у б ы поперечным и продоль ным переборкам;стойки переборок, передающие р е а к ц и и л и с т о в п е р е б о р о к п а л у б а м ) ; эти ч а с т и корпуса носят название набора (набор дни щ а , набор борта, палуб, переборок) и с точки зрения строительной механики представляют собой б а л к и , н а г р у ж е н н ы е р а с п р е д е л е н н о й н а грузкой. Связи первых двух категорий, рас с м а т р и в а е м ы е с о в м е с т н о , п р е д с т а в л я ю т собой с точки зрения строительной механики пере к р ы т и я , подверженные действию усилий, пер п е н д и к у л я р н ы х к и х п л о с к о с т и . 3) Ч а с т и к о р пуса, с л у ж а щ и е жестким опорным контуром д л я системы с в я з е й п е р в о й и в т о р о й к а т е г о р и й , т . е. д л я п е р е к р ы т и й ( н а п р . п е р е б о р к и и б о р т , служащие опорным контуром д л я днища и палуб; палубы, служащие опорным контуром д л я п е р е б о р о к и б о р т а ) ; эти части к о р п у с а у р а в н о в е ш и в а ю т н а себе п р и х о д я щ и е с я на н и х у с и л и я и с точки зрения строительной механики п р е д с т а в л я ю т собой п е р е к р ы т и я , п о д в е р ж е н ные действию сил, л е ж а щ и х в их плоскости. 4) Ч а с т и к о р п у с а , о б е с п е ч и в а ю щ и е о б щ у ю п р о д о л ь н у ю к р е п о с т ь к о р а б л я , т . е. п р о д о л ь н ы е с в я з и к о р п у с а , и д у щ и е н е п р е р ы в н о по всей д л и н е и л и н а з н а ч и т е л ь н о й ч а с т и д л и н ы его (стрингеры, н а р у ж н а я обшивка, внутреннее дно, п а л у б ы , продольные бимсы, продольные переборки); эти части к о р п у с а , рассматривае мые с о в м е с т н о , п р е д с т а в л я ю т собой с т о ч к и зрения строительной механики составную бал к у , подверясенную д е й с т в и ю и з г и б а ю щ и х м о м е н тов и срезывающих сил; рассматриваемые ж е в о т д е л ь н о с т и , они п р е д с т а в л я ю т собой п о д к р е п ленные пластины и балки, подверженные рас т я г и в а ю щ и м и с ж и м а ю щ и м н а г р у з к а м . 5) Ч а сти к о р п у с а , о б е с п е ч и в а ю щ и е п о п е р е ч н у ю к р е пость к о р а б л я (поперечные переборки, палу бы, поперечные бимсы, шпангоуты, днище). 6) Ч а с т и к о р п у с а , п р е д н а з н а ч е н н ы е д л я в о с п р и н я т и я различных местных или временных н а г р у з о к (подкрепления) и передачи их на свя з и т р е т ь е й к а т е г о р и и ( п о д к р е п л е н и я под о р у д и я , б р о н ю , р у б к и , м а ш и н н ы е ф у н д а м е н т ы , под к р е п л е н и я д л я п о с т а н о в к и в д о к и т . п . ) . 7) Ч а сти к о р п у с а , с л у ж а щ и е д л я у в е л и ч е н и я у с т о й чивости листов и балок (набор днища и палуб, о б е с п е ч и в а ю щ и й устойчивость н а р у ж н о й о б ш и в к и и н а с т и л к и п а л } б; поперечный н а б о р . у в е л и чивающий устойчивость стрингеров и пр.). 8) Ч а с т и к о р п у с а , с л у ж а щ и е д л я с о е д и н е н и я л и с т о в и п р о ф и л е й , и д у щ и х , на п о с т р о й к у ( з а к л е п о ч н ы е с о е д и н е н и я ) ; з а к л е п о ч н ы е соеди н е н и я к о р п у с а в х о д я т в состав с в я з е й в с е х п р е д ы д у щ и х к а т е г о р и й и п о м и м о общей т е о р и и и х рассматриваются к а ж д ы й раз отдельно при ра счете э т и х с в я з е й . И з п р и в е д е н н о г о р а з д е л е н и я частей к о р п у с а по х а р а к т е р у и х работы на р а з л и ч н ы е к а т е г о р и и в и д н о , что в судовом к о р п у с е нет с т р о г о г о р а з д е л е н и я ф у н к ц и й , в ы п о л н я е м ы х о т д е л ь н ы м и с в я з я м и е г о , что и я в л я е т с я о т л и чительным свойством этой конструкции в р я д у других инженерных сооружений; напр. наруж^ н а я о б ш и в к а д н и щ а д . б. о т н е с е н а к с в я з я м всех пяти первых категорий: она восприни мает давление воды, служит нижним пояском у с т р и н г е р о в и ш п а н г о у т о в и т . о. п р и н и м а е т участие в работе связей второй категории, я в ляется подкрепленной пластиной (днищем), ур?Вновешив? ю щ е й р е а к ц и и п р о т и в о п о л о ж н ы х б о р т о в , я в л я е т с я г л а в н о й с в я з ь ю в обеспечении общей продольной и поперечной крепости к о р а б л я . Д р у г о й особенностью к о н с т р у к ц и и с у д о в о го к о р п у с а я в л я е т с я о б и л и е в этой к о н с т р у к ц и и ч а с т е й , р а б о т а ю щ и х н а п р о д о л ь н ы й и з г и б , т . е. частей, требующих проверки и обеспечения и х у с т о й ч и в о с т и ; э т а особенность к о н с т р у к ц и и к о р -