
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
321 ЩИТ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ 322 совместной р а б о т о й н е с к о л ь к и х с т а н ц и й , п и т а ющих одну сеть, и л и работой сетей, объединен ных в одну систему д л я п а р а л л е л ь н о й работы) Щ . р . с н а б ж а ю т весьма с л о ж н ы м и д о р о г и м обо рудованием. В простейших случаях дежурный д и с п е т ч е р по т е л е г р а ф у и л и т е л е ф о н у п о л у ч а е т н у ж н ы е е м у с в е д е н и я и отдает соответ с т в у ю щ и е п р и к а з а н и я ; п р и этом о б о р у д о в а н и е п у н к т а с р а в н и т е л ь н о н е с л о ж н о ; к р о м е средств с в я з и оно д о л ж н о в к л ю ч а т ь в с е б я к а р т у и л и с х е м у о б ъ е д и н е н н ы х у с т а н о в о к (с у к а з а н и е м н а ней в а ж н е й ш и х частей у с т а н о в о к ) , н а к - р о й д е ж у р н ы й отмечает все и з м е н е н и я р а б о ч е г о р е ж и м а . Схема м . б. и з о б р а ж е н а н а д е р е в я н н о й д о ске, в к-рой просверлены небольшие отверстия в местах расположения главных оперативных выключателей; д л я обозначения замкнутого по л о ж е н и я к а к о г о - л и б о в ы к л ю ч а т е л я в соответ с т в у ю щ е е отверстие в с т а в л я ю т р е з и н о в у ю п р о б к у ; п р и н е з а к р ы т о м о т в е р с т и и ч е р е з него п р о ходит к р а с н ы й свет (от л а м п , р а с п о л о ж е н н ы х за доской), обозначающий разомкнутое поло ж е н и е в ы к л ю ч а т е л я . Удобнее с х е м а н а с п л о ш ной д о с к е , п р и ч е м н а н е й о к о л о у с л о в н о г о изображения каждой станции, машины или вы ключателя расположено несколько лампочек р а з л и ч н ы х ц в е т о в . В к л ю ч а я . п р и отдаче к а ж д о го р а с п о р я ж е н и я с о о т в е т с т в у ю щ у ю л а м п о ч к у , д е ж у р н ы й д и с п е т ч е р имеет в с е в р е м я н а г л я д н о е и з о б р а ж е н и е р а б о ч и х "условий с и с т е м ы . У с тройства диспетчерских пунктов развиваются в направлении возрастающей автоматизации и ц е н т р а л и з а ц и и у п р а в л е н и я . Д л я этого н е о б х о димо о б о р у д о в а н и е ц е н т р а л ь н о г о д и с п е т ч е р с к о го п у н к т а п р и с п о с о б л е н и я м и д л я д и с т а н ц и о н ного у п р а в л е н и я , м а ш и н а м и и п р о ч и м и ч а с т я ми о б о р у д о в а н и я в с в я з и с а в т о м а т и ч . п е р е д а чей н а ц е н т р а л ь н ы й пост п о к а з а н и й в а ж н е й ш и х п р и б о р о в и в с я к о г о р о д а с и г н а л о в ; в этом с л у чае всё п р о и з в о д и м ы е о п е р а ц и и в к л ю ч е н и я , в ы ключения и переключения фиксируются на мнем о н и ч . схеме а в т о м а т и ч е с к и . В с я а п п а р а т у р а д л я дистанционного управления и сигнальная сосредоточены п р и этом н а щ и т е у п р а в л е н и я ц е н т р а л ь н о г о п о с т а , п р е д с т а в л я ю щ е м собой высшую форму развития Щ . р . Дистанционное у п р а в л е н и е м. б. о с у щ е с т в л е н о п о с и н х р о н н о й с и с т е м е (синхронное движение двух одинаковых конструктивных органов—на цен тральном посту и у управляемого выключате л я ) , по с е л е к т о р н о й с и с т е м е , ( п о с ы л к а р а з л и ч н ы х сочетаний и м п у л ь с о в т о к а п е р е м е н ной п о л я р н о с т и и л и р а з л и ч н о й ч а с т о т ы и л и п р о должительности, воздействующих на настроен ные соответственно р е л е ) и по а к у с т и ч е с к о й с и с т е м е (посылка импульсов помо щью диска автоматич. телефона и т. п . ) . Н а щите у п р а в л е н и я п р и этом р а с п о л а г а ю т с я р а бочие к л ю ч и и л и к о н т а к т н ы е к н о п к и д л я п р и в е дения вдействие различных реле, приборы д л я измерения на расстоянии и п р . [ , , , ] . 3 а 1 6 3 1 п р е д в а р и т е л ь н ы м осмотром и п р о в е р к о й п о д готовляют к нему всю аппаратуру. Испыта ние заключается г л . обр. в проверке изоляции (с п о с т е п е н н ы м п о в ы ш е н и е м и с п ы т а т е л ь н о г о напряжения). После испытания производят пробный пуск в эксплоатацию, тщательно сле дя з а работой всех частей оборудования Щ . р . После принятия Щ . р . в регулярную эксплоата ц и ю н а б л ю д е н и е з а с о с т о я н и е м его о б о р у д о в а н и я з а к л ю ч а е т с я в р е г у л я р н о м осмотре и п е р и о дических проверках качества и функционирова н и я отдельных частей оборудования. Д е ж у р н ы й у Щ . р . ведет с у т о ч н ы й ж у р н а л , в н о с я в него каждые час и л и полчаса п о к а з а н и я из м е р и т е л ь н ы х п р и б о р о в и все в а ж н е й ш и е о п е ративные события (включения, выключения, аварии и пр.). Н а обязанности дежурного ле жат также включение или выключение тех и л и иных цепей, наблюдение з а распределением на грузок, за регулированием напряжения, за мена перегоревших предохранителей, смазка всех д в и ж у щ и х с я частей и п р . С ростом авто м а т и з а ц и и ф у н к ц и и д е ж у р н о г о все более с в о д я т с я к роли резерва, вступающего в действие лишь в случаях нарушений правильного функ ционирования установки. [ , , , ] . 1 3 15 3 2 3 7 При постройке и эксплоатации Щ . р . руковод ствуются электротехнич. правилами и норма ми и п р а в и л а м и б е з о п а с н о с т и , з н а н и е к - р ы х обязательно д л я эксплоатационного персонала, т а к ж е к а к з н а к о м с т в о с Н а с т а в л е н и е м д л я об ращения с электрич. проводами и принадлежно стями при тушении пожаров и с Р у к о в о д я щ и ми у к а з а н и я м и по о к а з а н и ю п е р в о й п о м о щ и п о с т р а д а в ш и м от э л е к т р и ч . т о к а ; п о с л е д н и е д . б. вывешены на посту у п р а в л е н и я на видном ме сте. П у с к Щ . р . в э к с п л о а т а ц и ю п р о и з в о д и т с я только после испытания. Перед испытанием Т. Э. т. XXVI. .Техника безопасности и эксплоатация Щ. р. Лит.: ) Б у р г у ч & е в С , Алюминиевые шины в рас пределительных устройствах высокого и низкого на пряжения, М., 1930; 2) В е й к е р т Ф., Установки высог кого напряжения, пер. с нем., 2 изд., Л ., 1.931;-*) Г о л о в В., Опыт централизованного наблюдения за& эксплоатапией основной электрич. системы Электротока-, «Изв. Электротока», Л . , 1928. 6; ) Г о п п е Ф., Проектирование небольших электростанций и сетей, пер. с нем., Л.-, 1930; 5) К л и н г е н б е р г Г., Сооружение крупных электро станций, пер. с нем., Л . ; 1929; ) К р о tp т Т., Электри ческие станции и подстанции,пер. с англ., 3 и з д . , М.—Л., 1928; & ) Л ю т е р Р., Электросиловые установки, распре*делительные устройства, Л . , 1926 (литогр.); «) М о р э П., Электроаппаратура, электрооборудование распредели тельных устройств, пер. с франц., М., 1929; ») П о я р к о в М., Центральные электростанции, 2 изд., М., 1927; ) е г о ж е, Снабжение переменным током установок для обслу живания собственных силовых станций, «Тепло и сила», М., 1928, 1; 11) Р о т А., Техника высоких напряжений, пер с. нем., М.—Л., 1930; ) G у ш к и н Н . и Г л а з у н о в А., Центральные электростанции и их электрообо рудование, 2 изд., М., 1929; *з) СЭТ, Справочная-книга для электротехников, т. 2, Л . , 1931; &«) Т е й х м ю л л е р П., Коммутационные схемы электроустановок сильного тока, пер. с нем., Л . , 1929; *&) Ф а у л ь Ф., Справочник по электротехнике, т. 3, пер. с-англ., Л . , 1929; i«) X ащ и н с к и й В . , Централизованное управление работой соединенных параллельно сетей, «Электричество», М.—Л., 1926, 11, стр. 464; i?) е г о ж е , Знаменательные события в истории развития геиерировайия и канализации элек трической анергии за последние полвека, там ж е , 1930, Юбилейный выпуск, стр. 86; Щ е г о ж е , Некоторые во просы техники монтажа алюминия, «Электрификация и электромонтер», М.у 1930, 7—Я, стр. 6, и 9—10, стр. 7; is) Э п ш т е й н Г.,. Районные трансформаторные под станции, Киев, 1929; ) Электротехнические Правила и Нормы, 4 изд.,М.—Л.,1931; ) L & A 1 u m i n i и m F r a n ¬ c a i s, Алюминиевые шины в распределительных устрой ствах центральных станций, подстанций и т. п., пер. с франц., Л . , 1930; ) S с h га i d t Н., Применение алю миния в"распределительных устройствах, пер. с нем., Л . , 1931; ) S k i г 1 W., Приборы и схемы для параллельного включения машиа переменного тока, пер. с нем., Л., 1926; a*) The British Aluminium Company. Aluminium Busbars and Connections, L . , 1930; ) К у s e r H . , Die elektrische Kraftiibertragung, B . 3, 2 Aufl., В . , 1929; *6) L a g г о n L . , Appareillage electrique, P., 1930; 27) M a u d u i t A . , Installations electriques a haute et basse tension, P., 1926; ) N i e t h a m m e г F . , Schaltanlagen in elektrischeh Betrieben, Berlin, 1920; ») P e n d e r I I . , Handbook for Electr. Engineers, 2 ed., N . Y . , 1922; Щ V i a z z 0 1 i Ё . , Tecnica degli impianti elettrici, 7 ed., Milano, 1929; ) R z i h a E . u. S e i d e n e r J . , Starkstromtechnik, Taschenbuch f. Elektrotechniker, B . 2 , 7 Aufl., В . , 1931; з*) S a n d e r s o n A . , Electric System Handbook, New York, 1930; аз) s с h u p p E . , E l . Schaltzeug, Siemens Handbiicher, B . 3, В . , 1927; 34) s t г e с k e г К . , Hilfsbuch fur die Elektrotechnik, 10 Aufl., В . , 1925; « ) V e-1 1 a r d L . , Stations centrales et sous-stations, P., 1925; «) V o g e l s a n g M., Die geschichtliche Entwicklung der Hochspannungs Schalttechnik, Berlin, 1929; " ) W a 1 t j e 11 J . , Schaltanlagen fiir Drehstromkraftwerke, Berlin, 1929; за) w e i с k e r t F . , Hochspannungsanlagen, 2 Aufl., Berlin, 1930. В . Хащинский. 4 6 10 12 2 0 2 1 2 2 2 3 2 6 2 S 2 3 l 3 1 11