Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Технический железнодорожный словарь..."

КОНВЕЙЕР





транспортное устройство для перемещения грузов, движущихся как бы бесконечным потоком. Наиболее распространенным типом К. является ленточный или пластинчатый транспортер. К. применяется преимущественно для горизонтального перемещения грузов, но м. б. приспособлен и для поднятия их на известную высоту. Тип и конструкция К. зависят от характера перемещаемого материала, от метода применения и местных условий установки. К.-транспортер — наиболее часто применяемое орудие механизации погрузочно-разгрузочных работ на жел.-дор. и водном тр-те. Огромные возможности ускорения этих работ и поднятия производительности труда грузчиков были вскрыты в К.-транспортерах серийного советского производства стахановцем А. Блидманом (см. "Блидмана метод"). Значение К. особенно велико в непрерывно-поточном массовом производстве. Впервые он был применен на з-дах Форда (1912 г.). С тех пор К. стал неотъемлемой составной частью оборудования з-дов с массовой продукцией. В сборочном цехе таких з-дов по так наз. большому К. непрерывно движутся расположенные в последовательном порядке необходимые части и детали, из к-рых собирается фабрикат, сходящий с К. в совершенно законченном виде. К. вызвал значительное повышение производительности труда. Однако в капиталистических странах он используется гл. обр. для получения дополнительной прибавочной стоимости, приводит к усилению эксплуатации и уменьшению количества занятых рабочих, а систематическое повышение скорости движения К.— и к их физическому истощению. Совершенно иное значение имеет К. в СССР. В условиях социалистического х-ва К. служит целям организации производственного процесса, поднятия производительности труда, средством улучшения материального благосостояния трудящихся и облегчения их труда. При наличии самого короткого рабочего дня К. в массовом непрерывно-поточном производстве социалистической промышленности выявляет свои положительные стороны в организации производственного процесса. Первый большой К. был установлен в СССР на Сталинградском тракторном з-де. В настоящее время мощные К. действуют на ряде крупных предприятий, в том числе (частично) на з-дах транспортного машиностроения, локомотив о- и вагоностроительных.



Еще в энциклопедиях