Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Малый академический словарь..."

и





1)
нескл., ср.
Название девятой буквы русского алфавита.
- „И“ восьмеричное
- „И“ десятеричное
- „И“ краткое
- ставить точку (точки) над „и“; ставить точки на „и“
2)
союз.
I. соединительный.
1.
Употребляется для соединения однородных членов предложения и предложений, представляющих собой однородные сообщения.
В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. Тургенев, Бежин луг.
Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. М. Горький, Челкаш.
Сначала он дал ей [Каштанке] хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса. Чехов, Каштанка.
Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца. Пушкин, Барышня-крестьянка.
Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы --- вышли из леса. М. Пришвин, Лесной хозяин.
||
Соединяет слова, которые повторяются для усиления значения или для выражения длительности действия, обозначаемого повторяемым глаголом, или для выражения интенсивности проявления признака, качества, а также чрезмерного изобилия, количества чего-л.
Стоит и стоит перед глазами. Дни короче и короче!
Метель становилась сильнее и сильнее. Л. Толстой, Метель.
Кругом до самого горизонта тянулась степь и степь, — ровная, неподвижная, залитая горячим солнцем. Вересаев, В степи.
А женщина все говорила и
говорила о своих несчастьях. Симонов, Дни и ночи.
||
Соединяя два слова, образует сочетание, выражающее единое понятие, или сочетание со значением охвата, объединения предметов, явлений и т. п. какого-л. ряда.
Фабрики и заводы. Встречный и поперечный. Стыд и срам. Старые и малые. Целиком и полностью. Туда и сюда.
Заматерелые сосны, с бледно-желтыми стволами, --- высоко поднимали там и сям свои одинокие верхушки. Тургенев, Затишье.
[Собака] бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Чехов, Каштанка.
Как и все радисты узла, он дневал и ночевал на радиостанции. Горбатов, Дружба.
2.
Соединяет предложения, связанные друг с другом временной последовательностью излагаемых событий.
Мы простились еще раз, и лошади поскакали. Пушкин, Выстрел.
Контракт был подписан, и Галактион принялся за работу. Мамин-Сибиряк, Хлеб.
[Гречка] ловко вскочил в кузов, стукнул шоферу — и грузовик укатил. Панова, Ясный берег.
3.
Соединяет предложения, связанные друг с другом причинно-следственной или условно-следственной зависимостью.
Мало было надежды у бедного Ашик-Кериба получить ее руку — и он стал грустен, как зимнее небо. Лермонтов, Ашик-Кериб.
Стоило Привалову сказать: «скучно», и Сашка придумывал какую-нибудь шутку, чтобы развлечь его. Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы.
Лизу напугал странно постаревший взгляд Веры Никандровны, и она не решилась возражать. Федин, Первые радости.
|
В сочетании со словами: „потому“, „поэтому“, „следовательно“, „вот“ и т. п.
Публика должна сознать свои права на литературу, и тогда литература неуклонно пойдет вперед. Чернышевский, Очерки гоголевского периода русской литературы.
[Гурмыжская:] Он теперь не жених тебе, вы люди посторонние, и, следовательно, вам в одном доме жить нельзя. А. Островский, лес.
О поступке Василя я мог только догадываться и поэтому не мог судить, верно или неверно сейчас поступает Лелюков. Первенцев, Честь смолоду.
4.
Соединяет предложения и члены предложения, представляющие собой противопоставляемые высказывания.
[Чацкий:] Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли. Грибоедов, Горе от ума.
Он хотел испугать Захара и испугался сам больше его, когда вникнул в практическую сторону вопроса о свадьбе. И. Гончаров, Обломов.
Нести не могу — и несу мою ношу. Хочу ее бросить — и знаю, не брошу! Маяковский, Люблю.
|
В сочетании со словами „все же“, „всё-таки“, „однако“, „тем не менее“ и т. п.
Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Л. Толстой, Война и мир.
[Ольга:] Я не хотела быть начальницей, и все-таки сделалась ею. Чехов, Три сестры.
[Божена:] Это вам давно известно, и однако у вас бывает более веселый вид. Симонов, Под каштанами Праги.
II. перечислительный.
Объединяет отдельные члены в перечислении (может стоять перед каждым перечисляемым членом, в том числе и перед первым).
Стыдно, и горько, и больно было ей. Тургенев, Дворянское гнездо.
[Наталья] с жадностью вслушивалась и в бесхитростные песни жаворонков, и в скрип колодезного журавля, и в шелест напитанного полынной горечью ветра. Шолохов, Тихий Дон.
Я жить хочу, и пить, и есть, Хочу тепла и света. Твардовский, Дом у дороги.
||
При перечислении без союзов употребляется перед последним членом перечисления, замыкая ряд однородных членов.
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, --- Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. Пушкин, Евгений Онегин.
Заяц перескочил через дорогу, подошел к своей старой норе, выбрал местечко повыше, раскопал снег, лег задом в новую нору, уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами. Л. Толстой, Русак.
III. присоединительный.
1.
Употребляется для присоединения предложений или отдельных членов предложения, развивающих, дополняющих, объясняющих высказанную мысль.
Я мало жил и жил в плену. Лермонтов, Мцыри.
Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их. И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? И. Гончаров, Обломов.
[Нина:] В вашей пьесе мало действия, одна только читка. И в пьесе, по-моему, непременно должна быть любовь. Чехов, Чайка.
Люди часто посмеиваются над ним, и справедливо. Панова, Спутники.
2.
Присоединяет предложение, связанное по смыслу со всем предшествующим изложением или с какой-л. ранее изложенной мыслью, а также обобщающее то, что изложено.
И сколько бы ни внушали княгине, что в наше время молодые люди сами должны устраивать свою судьбу, она не могла верить этому. Л. Толстой, Анна Каренина.
И ему опять стали представляться далекие картины его детства. Катаев, Сын полка.
|
В сочетании с частицей „вот“.
И вот, давши барину порядочный оброк, завел ты лавчонку. Гоголь, Мертвые души.
И вот из рядового колхозника Никита стал руководителем. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.
3.
В соединении с предшествующей паузой указывает на внезапность, неожиданность наступления действия, состояния.
Скакун мой призадумался — и прыгнул. Лермонтов, Бэла.
— Товарищ! Где пройти к штабу? — окликнул Мечик, подходя ближе. И узнал Морозку. Фадеев, Разгром.
|
В сочетании с наречием „вдруг“.
Над морем густо висела осенняя ночь. Было тихо. И вдруг в этой тишине раздалась боевая тревога. Новиков-Прибой, Цусима.
4.
Употребляется в начале целого ряда предложений в повествовании (обычно устном), сообщая ему плавность и указывая на последовательную смену событий, явлений.
Едешь, едешь, не перестает эта вечная лесная молвь, и начинает сердце ныть понемногу, и хочется человеку выйти поскорей на простор, на свет, хочется ему вздохнуть полной грудью — и давит его эта пахучая сырость и гниль. Тургенев, Поездка в Полесье.
IV. усилительный.
Употребляется для усиления выразительности в начале вопросительных и восклицательных предложений.
[Фамусов:] Куда ты вышел? Сеней не запер для чего? И как не досмотрел? и как ты не дослышал? Грибоедов, Горе от ума.
Какою задушевною радостью о новом необыкновенном таланте проникнута эта статья! И как в ней много сказано ---! И как верно и метко все в ней сказанное! Чернышевский, Очерки гоголевского периода русской литературы.
Степан даже привскочил, с сердцем ответил: — И чего ты привязался? Шолохов, Тихий Дон.
V. уступительный.
Употребляется в значении, близком к союзу „хотя“; может иметь соотносительные союзы во втором предложении („а“, „да“, „так“, „только“).
Владимир и писал бы оды, Да Ольга не читала их. Пушкин, Евгений Онегин.
[Василиса:] Другая приглянулась? [Пепел:] Не твое дело… И приглянулась — в свахи тебя не позову. М. Горький, На дне.
Тимофей Ильич тяжело вздохнул. — И мой ты сын, а не пойму я тебя. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.
VI. выделительный.
Подчеркивает внутреннюю связь излагаемых событий, явлений; ставится перед сказуемым, по значению приближается к словам: тогда, теперь, наконец, поэтому, так что, соответственно.
Ты говорил, чтобы я делился с тобою своими литературными воспоминаниями. Я и вздумал употребить этот вечер на то, чтоб рассказать тебе что-нибудь из них. Чернышевский, Письмо А. Н. Пыпину, 9 авг. 1885.
[Шишкин:] Старикашка милый! Но — нумизмат! Сует мне под нос разные медяшки ---. Одолел, — сил моих нет! Ну, я ему и говорю: «Послушайте, Викентий Васильевич! А по-моему, все это — ерунда!» М. Горький, Мещане.
||
В соединении с указательными местоимениями, наречиями, частицами усиливает их значение и ставится перед сказуемым: вот… и; так… и; тот… и; это… и и т. п.
Вот это-то письмо я от вас и утаил. Достоевский, Униженные и оскорбленные.
Так именно естествознание и смотрит. --- Это и есть материализм: материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.
Вот тут-то Алексей и совершил промах. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.
||
В соединении со словами, выражающими соответствие случившегося тому, что ожидалось, усиливает их значение.
Тут, возле двери, должен был лежать жернов, знакомый с детства. И верно: жернов лежал на своем месте. Катаев, Я, сын трудового народа…
Взяв в руки голубой конверт, Василий Максимович почему-то сразу решил, что в нем — весть о его семье. Так оно и было. Ажаев, Далеко от Москвы.
- да и…
3)
частица усилит.
1.
Употребляется для усиления значения слова, перед которым стоит, для выделения, подчеркивания его.
— И какая же ты стала слезливая, — сердито сказал Тимофей Ильич. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.
2.
Соответствует по значению частицам: тоже, также.
Будет и на нашей улице праздник. Поговорка.
[Сальери:] Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше. Пушкин, Моцарт и Сальери.
[Чичиков] заглянул и в городской сад. Гоголь, Мертвые души.
3.
Соответствует по значению частице даже.
После ужина Ноздрев сказал Чичикову ---: — Вот тебе постель! Не хочу и доброй ночи желать тебе! Гоголь, Мертвые души.
[Лаврецкий] несся по спокойной ночной теплыни, не спуская глаз с доброго молодого лица, слушая молодой и в шепоте звеневший голос. Тургенев, Дворянское гнездо.
Дубов и не подозревал о сложных Морозкиных переживаниях. Фадеев, Разгром.
- (да) и то
- и так
- и то
4)
междом. Обычно произносится удлиненно (и-и, и-и-и). разг.
1. (ставится в начале реплики).
Выражает несогласие со словами собеседника, возражение ему.
[Ксения:] Милый мой жених, --- вечно по тебе буду плакать. [Мамка:] И, царевна! девица плачет, что роса падет; взойдет солнце, росу высушит. Пушкин, Борис Годунов.
— Да страшно, Виктор Александрыч. — И-и, какой вздор, моя любезная. Тургенев, Свидание.
[Атуева:] И, полноте, батюшка, пустяки выдумывать! Сухово-Кобылин, Свадьба Кречинского.
2.
Употребляется как эмоциональное выражение высокой степени чего-л.
— Я сколько мучения приняла, Верочка, и-и-и, и-и-и, сколько! Чернышевский, Что делать?
— Ему давно бы в Сибири быть… — Как так? — Да так! Таких делов наделал… и-и-и! Григорович, Переселенцы.


Еще в энциклопедиях