
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
это «использование специально подобранного для чтения мат-ла как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем пациента при помощи направленного чтения». В Б. выделяют 3 осн. направления: 1) библиоведческое, сторонники к-рого считают, что библиотека для больных должна играть роль фактора, только отвлекающего от мыслей о болезни, помогающего переносить физич. страдания, но не ставить перед собой целей руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп; 2) психотерапевтическое, сторонники к-рого считают, что Б. является компонентом психотерапевтического лечения больных неврозами и нек-рой части психически больных. Оно проводится только врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря; 3) вспомогательное в лечебном процессе, представители к-рого считают Б. в ряде случаев не только вспомогательной, но и равноправной частью лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях. В последнем случае Б. требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря. В нашей стране Б. как метод опосредованного воздействия на больных с разл. видами неврозов развивалась с 1960-х гг. (И. З. Вельвовский, А. М. Миллер, А. Е. Алексейчик). Б. используется в индивидуальной и групповой формах и выполняет разл. функции: диагностическую, коммуникативную, прогностическую, терапевтическую. В процессе Б. посредником между пациентом и терапевтом становится специально подобранная книга или опр. текст: пациент, читая заданные произведения и анализируя их (как правило, письменно), «привносит» собственные дополнения – отступления от текста, рассуждения «по поводу», оговорки, эмоциональные оценки, воспоминания, – наиболее полно раскрывается как личность. Особый библиотерапевтический эффект – «снабжение» больного рядом положительных исцеляющих состояний (успокоение, удовольствие, чувство уверенности в себе, повышение психич. активности и др.), возникающих у него в ходе глубокого вчувствования, понимания произведения, идентификации с героями и их переживаниями. Алексейчик А. Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Т., 1985; Библиотерапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000; Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек. М., 2005; Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством. М., 2006. Н. Л. Карпова отношения с терапевтом, впрочем, являются необходимым, но не достаточным условием эффективной психотерапии. С т. зр. бихевиоризма, симптом и является самой болезнью, тем, что непосредственно следует лечить. Жалобы пациента рассматриваются как осн. момент психотерапевтического лечения. Терапевт-бихевиорист интересуется реальным поведением пациента, а не его внутр. состояниями или возникшими в прошлом причинами этого поведения. Он заинтересован в обучении, тренировке и стимуляции таких видов поведения пациента, к-рые могут эффективно соперничать с поведением, создающим ему дискомфорт или мешающим жить, а потом и вовсе устранить его. Совместно с пациентом он ставит цели лечения, обозначая их настолько отчетливо, что и терапевт и пациент понимают, когда эти цели достигаются. Бихевиоральная терапия. эффективно используется для коррекции О. клиента, выработки у него новых коммуникативных умений. Фрейджер Р., Фрейдимен Дж. Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер. СПб., 2007; Rachman S. J., Wilson G. T. The effects of psychological therapy (2nd ed). Elmsford. N. Y., 1980. Н. Д. Творогова Взаимоотношение «врач – медицинская сестра – пациент» – взаимоотношение, предполагающее сопряжение философии, психологии и биоэтики основных участников лечебно-профилактической работы в системе здравоохранения. Это взаимоотношение сформировалось в результате осознания многообразных профессиональных функций и ролей врачей, медсестер и пациентов в сохранении и укрепления здоровья. Считается, что категорию «отношение» в философию ввел Аристотель: «есть то, что оно есть», лишь «в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому». Отношение указывает на смысловое единство, взаимозависимость, взаимоопределяемость их естеств. существований. Оно, будучи филос. категорией, активно используется в логике, психологии, педагогике, социологии, политологии, этике, экологии и во мн. др. науках. Особое значение в бытии людей имеют отношения, складывающиеся между ними в процессе их совместной жизнедеятельности. Объективная потребность людей в упорядочении взаимоотношений друг с другом и особенно специалистов вызвала к жизни первый социальнокультурный регулятор в виде обществ. формы сознания и поведения – мораль. Морально-этические отношения в медицинской практике получили свое закрепление в декларации Всемирной медицинской ассоциации (ВМА), где сказано: «Являясь представителем медицинской профессии, я торжественно обещаю посвятить свою жизнь служению человечеству. Я буду заниматься своим делом совестливо и с достоинством. Моей осн. заботой будет здоровье пациента. Я буду уважать секреты, к-рые, к-рые мне доверяют. Я всеми силами буду поддерживать честь и благородные традиции медицинских профессий. Я не позволю, чтобы религия, национализм, расизм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга. Я буду поддерживать высшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатья; даже под угрозой я не использую мои знания в обл. медицины в противовес законам человечности. Я даю эти обещания торжественно, от души, с чистой совестью». Бихевиоральная терапия общения (от англ. behavior – поведение) – ряд тщательно разработанных методов лечения (в т. ч. – сексуальной дисфункции в семье, супружеских конфликтов), направленных на изменение или формирование новых шаблонов О., т. е. на искоренение нежелательного поведения и создание условий, при к-рых требуемое поведение проявлялось бы как можно чаще. Б. Скиннер рассматривал терапию как сферу контроля. Любая обещанная и реально предоставленная психотерапевтом помощь действует, на его взгляд, как позитивное подкрепление, усиливая влияние терапевта. Последний может стать для пациента не представляющим угрозы слушателем, перед к-рым не страшно быть свободным в проявлении поведения, к-рое пациент обычно подавляет. Позитивные 447