
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения. Метод. рекомендации. М., 1980; Кондрашенко В. Т., Игумнов С. А. Девиантное поведение у подростков: Диагностика, профилактика, коррекция. М., 2004; Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. М., 2005; Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994; Фрейд З. Печаль и меланхолия // Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М., 2001. С. А. Игумнов Фобия социальная – упорная немотивированная боязнь исполнения каких-либо обществ. действий (напр., публичных выступлений), а также действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь пользоваться местами общепита, обществ. туалетом, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны и т. п.), или даже просто О. с незнакомыми людьми и лицами противоположного пола. Ф. с. определяется как состояние, выражающееся, гл. о., в боязни оценки (критики, суждения) со стороны др. людей в относительно малых группах (но не в толпе). Субъект начинает осознанно избегать пугающие его ситуации, при этом понимая, что эти опасения не обоснованы, иррациональны. Как правило, такие люди боятся, что над ними посмеются, что они потеряют авторитет и доверие. Наиболее частыми провоцирующими страх ситуациями бывают те, в к-рых больным приходится: знакомиться (быть представленным др. людям), общаться с вышестоящими лицами (начальством), говорить по телефону, принимать посетителей, чувствовать, что их поддразнивают, есть дома с гостями, есть дома с членами семьи, что-нибудь писать в присутствии других. По данным статистики, 3–13 % людей страдают от страха перед обществом в опр. период их жизни. Ф. с. имеет тенденцию начинаться в раннем возрасте (5 лет), нередко в подростковом (пик в 15 лет, большое количество случаев в 10 и 20–25 лет). Около 40 % случаев Ф. с. начинаются до 10-летнего возраста, а 95 % – до возраста 20 лет. В происхождении этого расстройства играют роль генетический фактор (в семьях таких пациентов обычно есть люди, страдающие фобиями и др. тревожными расстройствами), имитации ребенком социофобического поведения родителей, отсутствие социальных навыков, а также стиль воспитания ребенка. Ф. с. чаще развиваются в семьях, где доминирующими стилями воспитания является «гиперопека», «мнительность», «по- вышенные моральные требования», «эмоциональное отвержение». Ф. с. может быть: а) генерализованной, когда страх охватывает почти все социальные контакты, или б) негенерализованной, когда страхи относятся к опр. видам социальной деятельности или ситуациям представления на людях. Ведущим методом лечения социальных фобий является психотерапия. Среди методов психотерапии особенно эффективны поведенческая психотерапия и НЛП. В поведенческой терапии социальной фобии выделяют 3 важных положения: 1) работа с вызывающими тревогу мыслями; 2) выработка социальных навыков; 3) преодоление отчуждения. Из методик поведенческой терапии наиболее распространенной является метод систематической десенсибилизации. Этот метод был впервые предложен Josph Wolpe. Он состоит в том, что пациент подвергается последовательному воздействию заранее выбранных стимулов, вызывающих тревогу, ранжированным по степени – от наименее до наиболее пугающих. С помощью методов НЛП (нейролингвистического программирования) можно выявить «пугающие» стимулы, к-рые человек обычно не осознает, и эти стимулы трансформировать. Используются и др. методы НЛП: «Ре-импринт опыта» или «Изменение личной истории». Клиническая психиатрия / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. М., 1999; Социальная фобия. Карманный справочник / Под ред. С. А. Монтгомери. 1995; Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиол. и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998. Е. А. Корабельникова Ятрогения (от гр. ?????? – врач, ?????? – порождать, создавать) – негативное воздействие врача, медицинского работника, клинического психолога на пациента в процессе их некомпетентного со стороны профессионала О., приводящее к неблагоприятным последствиям для пациента. Термин обычно употребляется для обозначения любого патологического состояния (телесного или психического), вызванного в результате неудачных попыток лечения или неосторожными замечаниями врача, психолога по поводу состояния пациента (клиента). Классический пример – функц. расстройства, вызванные внушением или беспокойством, связанными с лечением. Синоним: внушенная болезнь. Клиническая психология. Словарь… М., 2006. А. В. Петровский Раздел 14 КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕНИЯ Библиотерапия (от гр. ??????? – книга, ???????? – лечение, уход за больным) – разновидность психотерапии, использующая художественную книгу как одну из форм лечения словом, заключенным в художественную форму. Б. – это метод сложного сочетания книговедения, психологии и психотерапии (Мясищев, 1960). Как опосредованное терапевтическое О. врача с больным использование чтения книг с лечебной целью в России началось в XIX в. (Дядьковский, 1836), но термин Б. вошел в употребление в 1920-е гг. в США: впервые в 1916 г. его использовал американский исследователь С. Крозерс (S. Crothers). По определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, Б. – 446