
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
рированием последствий своего поведения, обвинением и дегуманизацией жертвы. Н. с. в о. будет способствовать снижению эффективности О. личности. Bandura A. Social-learning theory. Englewood Cliffs, NJ: PrenticeHall, 1977; Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности К. Левин и А. Бандура. СПб., 2007. Н. Д. Творогова Общение аутистичных детей и подростков. Если аутизм, аутизация – термины, обозначающие болезненное развитие, то аутистичность (А.) – свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии. В. Е. Каган предлагает рассматривать А. в кач. барьера, защищающего от О. на глубоком личностном уровне. Отмечены такие свойства непатологического аутистического мышления, как предпочтительная ориентировка на внутр. критерии, снижение и утрата способности к интуитивному пониманию окружающих, к адекватному эмоциональному реагированию, к проигрыванию разнообразных ролей. Главным стержнем рассматриваемой черты личности, обусловливающей дефицит О., является недостаточность О., неконтактность, В общую картину их О. входят след. признаки: чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство одиночества, др. люди воспринимаются как угроза; отгороженность от внеш. мира; самоизоляция; непереносимость взгляда в глаза (один из важных признаков), взгляд мимо людей, сквозь них; повышенная сенситивность; симбиотическая привязанность к матери; застреваемость, неловкость, прилипаемость, отгороженность, отвергаемость, негибкость. А. ребенка как черта его личности может быть скорректирована совместными усилиями родителей и психотерапевтов. Причины появления этой черты различны. Одной из главных считают угнетение функций правого полушария мозга, его гипоактивацию и вследствие этого задержку аутоидентификации. Аутистичные дети, как правило, первые, а часто и единственные в семье. Характерными чертами такой семьи являются гиперопека, форсированная интеллектуализация в детстве, наличие депрессивного отца. Семья часто бывает неполной, глубоко конфликтной. Плохо влияет на ребенка частичная материнская депривация и сепарация в раннем возрасте. Нарушения коммуникации между родителями в семье могут вызывать аутистичные формы О. у ребенка. Об этом говорят факты, полученные в лонгитюдном исследовании Л. Л. Баз и О. В. Баженовой. Нарушения О. у детей проявлялись в след. формах: низкая потребность в О., затруднение вступления в контакт, отсутствие адекватных реакций на обращение взрослого, слабое развитие адекватных возрасту средств О. и др. А. как личностная черта отражается на всей сфере контактов человека; дефицитность О. такого человека является отчасти вынужденной, отчасти неизбежной. Многие черты поведения аутистичного ребенка напоминают сглаженный, нечетко выраженный А. Однако такой ребенок обладает компенсаторными механизмами, к-рые при благоприятных отношениях в семье позволяют удовлетворительно адаптироваться в среде сверстников. Психол. портрет аутистичного человека: по сравнению с интровертами и отчужденными у них больше личных проблем, они более консервативны, подозрительны и сверхопекае- мы. Как и отчужденные дети, они испытывают глубокую неудовлетворенность О. в близком кругу и потенциально конфликтны. А. приводит к недостаточности социальных связей и мешает контактности; неудовлетворенность О. выражается в чувстве одиночества и зависимости от других; сенситивность снижает легкость О. и влияние на людей. Адаптивность достигается благодаря достаточной эмоциональной устойчивости и сдержанности, осторожности в О. Если контактность и адаптивность аутистичных людей столь же невысоки, как у интровертов, то совместимость у них значительно ниже. Причина этого – в агрессивности и потенциальной конфликтности. В целом успешность О. этой группы довольно невысокая – на уровне глубоко застенчивых людей и тех, кто страдает от чувства одиночества. Баз Л. Л., Баженова О. В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни // Психол. журн. 1996. № 1; Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981; Куницына В. Н. Трудности межличностного общения. СПб., 1991; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001. В. Н. Куницына Общение медико-профилактического учреждения с клиентом – относится к одной из моделей теорет. анализа О. (Андреева, 2005), в к-рой субъектами О. являются группа и личность. При таком О. прямые, непосредственные интеракции между личностью и организацией (всякая организация представляет собой опр. группу – Андреева, 2005) могут как присутствовать, так и отсутствовать. В социально-перцептивных процессах личность имеет дело не столько с самой организацией, (воспринимаемой как нек-рая целостность), сколько с ее имиджем (Петрова, 2005). Этот сформировавшийся устойчивый образ самостоятельно функционирует в системе отношений личности с группой, выполняя регулятивную функцию. Процесс О. организации с личностью предполагает наличие коммуникации между ними. В рамках психологии рекламы изучается содержание рекламных посланий, форма их представлений, последовательность коммуникативных воздействий организации, к-рые способны привести, напр., потенциального покупателя продаваемых ею медицинских, психол. услуг к их покупке (манипулятивная стратегия воздействия не предполагает, при этом, равенства субъектов О.). В поддержании эффективной коммуникации между организацией и каждым ее клиентом из целевых групп профессионально участвуют и PR-специалисты. В контексте социально-перцептивных процессов изучаются стереотипы, участвующие в восприятии личностью таких социальных объектов как организация: «Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте» (Lippman, 1922). Стереотип содержит в себе когнитивный образ, обеспечивающий предрасположенность субъекта к восприятию соответствующей информации, и инструментально-практическую установку, создающую контекст оценивания информации и внутр. готовности субъекта к последующим действиям; он заряжен чувствами. Стереотипы автоматизируют когнитивные процессы, помогая без затруднения давать оценку тем явлениям, объектам, к-рых касаются стереотипные суждения и в отношении к-рых не сформировался свой собственный устойчивый опыт взаимодействия. Напр., отношению доверие/недо- 397