
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ношений М., 1995; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1991; Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.; Цуканова Е. В. Психологические трудности межличностного общения. Киев, 1985. В. А. Лабунская Защитные механизмы в общении – приемы, с помощью к-рых индивид совершаются искажения в восприятии реальной ситуации О. С помощью защитных механизмов (З. м.) психика предохраняет себя от внутр. и внеш. напряжения. Термин введен З. Фрейдом. З. м. позволяют избежать реальность (вытеснение), исключить реальность (отрицание), переопределить реальность (рационализация), придать реальности противоположный знак (реактивное образование). Они перемещают внутр. чувства во внеш. мир (проекция), расщепляют реальность (изоляция), способствуют уходу от реальности (регрессия), или переориентируют реальность (сублимация). В каждом случае используется энергия либидо, к-рая поддерживает З. м., косвенным образом ограничивая гибкость и силу Эго, отбирая у него энергию, отбирая энергию у какой-то более продуктивной деятельности, у продуктивного О. З. м. снижают возможности интеллекта, поскольку его использование зависит от способности и силы Эго. З. м. способствуют успешности жизни, если человек осознанно и целенаправленно использует их и понимает себя; в противном случае оказывают пагубное действие на жизнь индивида, препятствуя его норм. функционированию и искажая реальность. Сбой в З. м., может привести к тому, что эго будет охвачено тревогой. З. м. могут становиться невротическими. Побочные эффекты реактивного образования могут повредить социальным отношениям, процессу О. с другими. Напр., человек заменяет модели своего поведения или чувства на диаметрально противоположные подлинному желанию (бессознательная инверсия желания), выстраивая на пути О. с др. людьми психич. преграды в виде отвращения, стыда или нравственности. Идентифицирующими характеристиками этого З. м. являются его избыточность, устойчивость и вычурность. Фрейджер Р., Фрейдимен Дж. Психоаналитические теории личности. Зигмунд Фрейд и постфрейдисты. СПб., 2007; Freud A. The ego and the mechanisms of defense. New York: International Universities Press. (Originally published, 1936). Н. Д. Творогова между собой и объединяющихся с целью совершения коллективного самоубийства вследствие заключения между ними виртуального договора через Интернет. Взаимная поддержка пользователей в «правильности» суицидального выбора и возможность коллективной реализации плана самоубийства могут подтолкнуть к аутоагрессивным действиям лиц, боящихся умирать в одиночестве. О. в чатах с суицидально настроенными собеседниками, нередко является катализатором принятия решения о самоубийстве лицами с неустойчивой психикой или находящимися в кризисной ситуации. Информационный К. – совершение самоубийства с использованием полученных с помощью Интернета сведений о том, каким способом и с помощью каких средств лучше совершить самоубийство. Аддиктивный К. (от англ. addiction – склонность, пагубная привычка; лат. addictus – рабски преданный) – совершение аутоагрессивных действий, спровоцированных интернет-зависимостью. У лиц, страдающих интернет-зависимостью, выделяется ряд специфических черт: трудности принятия собственного тела, склонность к интеллектуализации, негативизму, эмоциональная напряженность, необщительность, чувство одиночества, заниженная самооценка, гиперболизированные представления об идеальном Я, склонность к уходу от проблем и избеганию ответственности, существование одной или более фрустрированных потребностей. Oнлайнкиберсуицид – совершение самоубийства в реальном времени, перед web-камерой или обсуждение в чате процесса самоубийства, совершаемого пользователем компьютера. В ходе О., участники прямого эфира нередко подстрекают суицидально настроенных пользователей, подталкивая их к аутоагрессивным действиям. Такое О. рассматривается как патогенное (Творогова, 2001). Н. М. Бугаева Киберсуицид (англ. cybersuicide или net-suicide) (от рус. кибер-, что означает причастность к компьютеру, Интернету (гр. ??????????? – искусство управления, ???????? – вести, управлять), лат. sui – себя + caedo – убивать) – разновидность группового или индивидуального самоубийства, совершаемого в результате О. с использованием интернетресурсов. Различают 4 вида К. (Бугаева, 2005): коммуникативный К. (или флешмоб-киберсуицид – flashmob cybersuicide), информационный К. (information cybersuicide), аддиктивный киберсуицид (addiction cybersuicide), онлайнкиберсуицид (on-line cybersuicide). Сайты, содержащие информацию суицидальной направленности, появились в конце 1990-х гг. Коммуникативный К. предполагает сетевое О. суицидально настроенных лиц, ранее не знакомых Контртрансфер (англ. countertransference) (1) в психоанализе – перенесение аналитиком своих эмоций на клиента; (2) эмоциональная вовлеченность психотерапевта в терапевтическое взаимодействие. Психолог начинает реагировать на своего клиента как на значимую личность в ранней истории своей жизни. Как и трансфер, К. часто является бессознательным, может приобретать в сфере сознания положительную аффективную тональность (любовь) или отрицательную (ненависть). К. может подорвать обычно доброжелательно-нейтральную позицию психотерапевта, вызывая в нем внутр. дисбалансировку, проявляющуюся в виде гнева на клиента, раздражения, боязни клиента или какой-то особой любви к нему и пр. Внимание к возможности возникновения К. и проработка его – одна из задач аутогенного менеджмента психотерапевта. Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова Механизмы взаимодействия, препятствующие личностному росту, – интроекция (англ. introjection), конфлуэнция (англ. confluence), ретрофлексия (англ. retroflexion), проекция (англ. projection); рассматриваются в рамках движения за развитие человеческого потенциала Фрицем Перлзом как препятствия процессу роста, т. е. в терминологии гештальта – как препятствия процессу расширения 395