
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
защиты общества, отдельных его групп и личности от негативного воздействия деструктивных видов и форм информации; обеспечения защиты, в первую очередь, детей и несовершеннолетних членов общества от тех видов информации, к-рые представляют опасность для их жизни и здоровья либо могут нанести вред их нравственному, духовному, психич., физич. и социальному развитию. И.-п. б. подразумевает отсутствие в информационных сообщениях СМИ признаков интеллектуальной редукции, огрубления и упрощения, навязчивой, агрессивной рекламы, а также явной и скрытой рекламы жестокости и насилия, наркомании, алкоголизма, порнографии, токсикомании, антиобществ. поведения, расовой, национ., религ., классовой исключительности и нетерпимости. И.-п. б. является мощным фактором укрепления национ. безопасности, сохранения и развития культуры, повышения нравственного и духовного потенциала совр. общества. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002; Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 2. Феномен «разорванной коммуникации». М., 2008; Тер-Акопов А. А. Безопасность человека: Теоретические основы социально-правовой концепции. М., 1998; Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 № 24-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 8. Т. Я. Аникеева от манипуляций сознанием и поведением зрителя, уважающего его личностное достоинство и право на выбор поступка; 3) познавательный: а) предоставление содержательной, достоверной, научно-обоснованной информации, адекватной возрасту ребенка и создающей зону его ближайшего развития; б) использование интерактивных методов, позволяющих ребенку-зрителю реализовать познавательную активность и развивать учебно-познавательную мотивацию; 4) поведенческий – минимизация образцов девиантного и делинквентного поведения, включая агрессивное поведение в любых его формах, в т. ч. и суициды, аддиктивное и сексуальное поведение; 5) личностный (развитие Я-концепции и идентичности): а) презентация адекватных задачам развития образцов для личностной, этнич., половой идентификации; б) обеспечение условий сохранения личностной целостности и интеграции; в) стабилизация эмоционального статуса личности, предупреждение страхов, тревожности, эмоциональной неустойчивости, депрессии, г) формирование толерантности. Карабанова О. А., Подольский А. И. Психологические особенности восприятия детьми телевизионных передач // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002; Карабанова О. А. Телевидение и СМИ как фактор социализации в детском и подростковом возрасте // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 2. Феномен «разорванной коммуникации». М., 2008. О. А. Карабанова, А. И. Подольский Информационно-психологическая безопасность в детском телесмотрении. Телесмотрение как особая деятельность восприятия детьми телевизионных передач приобретает все большее значение в кач. особого канала социализации ребенка. Возможности целенаправленного влияния общества на ход личностного и познавательного развития детей и подростков через СМИ трудно переоценить. Однако использование этих возможностей осуществляется зачастую стихийно, без контроля и учета результатов такого воздействия, его позитивных и негативных последствий для психол. благополучия детей. Проектирование и создание телевизионных передач для детей требует тщательного прогнозирования краткосрочных и долгосрочных эффектов их воздействия на социальноморальное и личностное развитие ребенка, анализа психол. особенностей коммуникации в рамках взаимодействия «ребенок – телеведущий (телегерой)». Критерием информационно-психол. безопасности детских передач и рекламы, ориентированной на просмотр молодежной аудиторией, является создание оптимальных психол. условий личностного и умственного развития детей и подростков. С учетом осн. направлений такого развития можно выделить след. аспекты информационнопсихол. безопасности: 1) ценностно-смысловой – усвоение моральных норм, ценностей, этических представлений, соответствующих нравственным гуманистическим идеалам; 2) коммуникативный: а) формирование позитивного образа родителей, учителей, сверстников, друзей как партнеров по равноправному О., б) оптимизация родительскодетских отношений, формирование установки доверия, терпимости, уважения в семейных отношениях; в) формирование коммуникативной компетентности ребенка, включая мотивационный и операционально-технический компоненты О.; г) построение коммуникативного акта в пространстве «ведущий–зритель–ребенок», свободного Коммуникативное послание – сообщение СМК (СМИ), построенное на основе одного или более кодов с целью передачи опр. смыслов и поддающееся интерпретации на основе этих или др. кодов. Смысловая сторона К. п. отражает предметные, а также представительские (т. к. массовая коммуникация является представительским О.) и личные смыслы, а также интенции коммуникатора, авторов сообщения, заказчиков коммуникации, обнаруживающие их групповые и/или индивидуальные идеалы, цели и ценности, эмоции и чувства, передающие их отношение к предмету сообщения, поводу и атмосфере О. Eco U. Towards a semiotic inquiry into television message // Working Papers in Cultural Studies. 1965. Ю. В. Мочалова Коммуникативные технологии в публичной дипломатии используются в целях нахождения оптимального варианта воздействия на обществ. мнение, к-рое сегодня оказывает значительное влияние на выработку и реализацию внеш. политики. Сфера публичной дипломатии охватывает внутр. и внеш. аудиторию, она реализуется как правительствами, межправительственными межд. организациями, так и неправительственными акторами. Публичная дипломатия – это О. с широкой аудиторией. Совр. дипломаты являются активными участниками публичной дипломатии. Они выступают в разл. аудиториях, дают интервью СМИ, появляются на телевидении, организуют пресс-конференции и межд. брифинги. Т. о., публичная дипломатия создает транснацион. коммуникативное поле. Залог эффективности К. т. – в осознании того, что публичная дипломатия – это не пропаганда и не реклама. Диалог становится осн. средством установления 347