
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
психологии. М., 1984; Пономаренко В. А. Безопасность полета – боль Авиации. М., 2007. В. А. Пономаренко Общение государственных служащих в общественных приемных. Процесс познания госслужащими сотрудников своих учреждений и посетителей обществ. приемных и их межличностные отношения имеют особенности, отличающие их от др. профессиональных групп, в силу ряда факторов: 1) социокультурная среда, формирующая эталоны и стереотипы, проявляющиеся при познании других; 2) профессиональная группа, в пределах к-рой работает госслужащий; 3) индивидные, личностные и субъектно-деятельностные особенности самого служащего. Успешность О. госслужащих, работающих в обществ. приемных, обеспечивают проницательность, социально-перцептивная и эмоциональная компетентность, обусловливающие адекватное отношение к посетителю. Эмоциональное содержание межличностных отношений и межличностного познания также испытывает на себе влияние особенностей профессиональной деятельности и определяет эффективность взаимодействия человека с др. людьми. Выявлено, что особенности О. госслужащих проявляются в уровне развития эмпатии, самооценки и межличностных отношений в зависимости от возраста и пола. Формирование образа сотрудника и посетителя строится на устоявшихся гендерных и возрастных стереотипах: у ? мужчин наблюдается негативное отношение к женщине-руководителю; формирование образа и понятия о личности как посетителя, так и коллеги происходит в осн. за счет когнитивных механизмов, эмоциональный отклик на др. человека низкий; более молодые сотрудники (20–30 лет) при оценивании коллег и посетителей оперируют понятиями исключительно профессионального характера и описывающими деятельностные характеристики (профессионализм, исполнительность, энергичность), госслужащие более старшего возраста (30–40 лет и старше) в оценках опираются и на особенности межличностных отношений человека и его морально-нравственные качества. Осн. требования к организации межличностных отношений госслужащих сотрудников обществ. приемных: компетентность в О., грамотность, оптимальная эмоциональная близость и высокий уровень заинтересованности в др. людях. Бодалев А. А. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. М., 1999; Вегерчук И. Э. (Соколовская И. Э.). Социально-перцептивная компетентность госслужащих. М., 1999; Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.–Воронеж, 2004. В. А. Радке товленность госслужащего к О. в профессиональной деятельности. При акмеологическом подходе оптимальная модель («портрет») профессионала в управлении связана с такими общими показателями К. с.-п., как профессионализм, мастерство и креативность в профессиональной деятельности, мотивационно-целевая направленность на людей, когнитивный, эмоционально-волевой и оценочный компоненты в структуре его психики, способность учитывать реальные условия и действовать сообразно им. Выделяются и частные критерии оценки К. с.-п. госслужащего: 1) способность системного отражения социальных субъектов и взаимосвязей между ними. Данный критерий выступает мерой полноты и точности определения перцептивных и коммуникативных качеств у себя, у др. людей и определения подготовленности к участию в этих процессах; 2) определение степени адекватности моделирования социально-перцептивной сущности социальных субъектов, т. е. понимания себя и др. людей; 3) объективность отношения госслужащего к социальным субъектам (оценивается его отношение к себе, к людям и их деятельности, к О. и условиям гос. службы, учитываются способы поведения по отношению к себе и окружающим). Все частные критерии в совокупности образуют интегральный критерий оценивания К. с.-п., – он является наиболее общим признаком гармоничного взаимодействия госслужащего с социальными субъектами. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Он же. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. М., 1999; Вегерчук И. Э. (Соколовская И. Э.). Социально-перцептивная компетентность госслужащих. М., 1999; Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.–Воронеж, 2004. И. Э. Соколовская Общение государственных служащих: профессиональные эталоны. Профессиональные эталоны (П. э.) выступают как совокупность субъективных представлений человека о качествах, к-рыми должна обладать личность при выполнении той или иной социальной роли. Способность и готовность профессионально общаться и выполнять деятельность в соответствии с должностным статусом определяются совокупностью взаимосвязанных характеристик служащего и его личностно-профессиональных качеств. Взаимосвязи между перцептивными способностями, П. э. и личностно-профессиональными качествами лежат в основе социально-перцептивной компетентности госслужащих в профессиональной деятельности и О. Выявленные наиболее важные перцептивные способности и П. э. для руководителей в системах труда «человек–человек» и «человек – техника» показывают, что их характер существенно зависит от вида деятельности: руководители системы «человек–человек» отдают предпочтение таким перцептивным способностям и П. э., к-рые в последующем определяют их управленческую компетентность, организаторские и лидерские способности, ответственность, уважение к людям, коммуникабельность; руководители системы «человек–техника» отдают предпочтение достижению оптимальной своей включенности в общую систему труда, к-рая определяет знание избранной профессии, трудолюбие, ответственность, мастерство, Общение государственных служащих: компетентность социально-перцептивная – рассматривается как способность и подготовленность к овладению процессами и механизмами восприятия, понимания и оценки социальных объектов (др. людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.) и отношений между ними. В структуре компетентности социально-перцептивной (К. с.-п.) общие, специфические и единичные характеристики во взаимосвязи отражают готовность и подго- 235