
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Выделены осн. формы и виды О. в условиях ККИ: а) непосредственное О. между людьми в каждой семье или иной группе, учреждении, сообществе. Здесь главное – вербальное и невербальное О.; б) опосредованное О. между людьми в каждой семье-группе, учреждении, сообществе при помощи средств массовой информации, интернет, литературы, музыки, искусства и т. д.; в) спасательное О., когда индивид или его сообщество находятся в критических условиях, или его жизнь находится под риском или в условиях минимальной стабильности (О. в момент траура, скорби и проч. тяжелых жизненных обстоятельств). О. признается успешным (адекватным) и эффективным, если проявляется милосердие (эмпатия), признается взаимный авторитет каждого участника, или с помощью внушения и убеждения появляется надежда на помощь. В этом процессе важен феномен «первого впечатления», способствующий внушению веры. Для достижения эффективности психол. помощи и адекватного психологически грамотного О. в условиях ККИ важно быстрее пройти адекватный триаж (triage) – спецклассификацию и психол. подробную ориентацию; суметь профессионально и гуманно провести кризисные интервенции и прочие психосоциальные процедуры, к-рые учитывают специфику и индивидуальные особенности потерпевших и его окружения. Социальный работник должен уметь внимательно слушать, выявлять разрешаемые проблемы пострадавших, использовать психосоциальный потенциал каждого пострадавшего и его сообщества. Характеризовать пострадавшего нужно максимально объективно и гуманно подходить к нему с пониманием необходимости прохождения им процесса реадаптации. В этот процесс входит восстановление личностного смысла, самоконтроля и возвращение к обычному образу жизнедеятельности. Правильно организованное О. и учет социально-психол. аспектов ККИ могут помочь избежать обычные психосоциальные проявления дезадаптации и снять воздействие психотравмирующих факторов. Лоренсо Р. А. Психологические основы международных реабилитационных программ для пострадавших от крупномасштабных инцидентов: Дис. … канд. психол. наук. Харьков, 2000; San Juan C. & Pol E. Doping with a threat to quality of life: the case of the Prestige-disaster. European Review of Applied Psychology, 2004; Mitchell J. T.; Everly G. S. Jr. Critical Incident Stress Debriefing (CISD). An Operations manual for the Prevention and Traumatic Stress Among Emergency services and Disaster Workers. Second Edition Revised by Chevron Publish. Co., Maryland, USA. 1997. Р. А. Лоренсо редко. Еще реже встречаются сообщения СМИ, построенные с т. зр. превентивности подготовленности и позиции своевременной ликвидации последствий ККИ. Описания и рассказы о ККИ бывают далеки от сути дел и реального контекста, все это усложняет и искажает понимание и процесс совладания с происходящим в условиях ККИ (ПОЗВэнезуела, Фойо, Коста Нето, Гарсиа Мира, Нието, Лосада, Валеро, Сантини, Родригес, Лоренсо). Совр. прикладные исследования О. в условиях ККИ позволили выделить специфические психосоциальные явления, проявляющиеся на психич. уровне в виде травматического переживания (Барангер, Мон, Бениакар, Беристайн, Лоренсо, Лосада, Валеро, Сантини, Нието, Чурчилл). Учет его особенностей требует следования «золотых правил О.», с целью формирования профессиональных психол. отношений при оказании помощи. Учитываются группы риска и наиболее уязвимые места, связанные с потребностями, интересами, личностными смыслами, самооценкой, верованиями, социальными представлениями и т. д. Рекомендовано СМИ и др. службам в условиях ККИ делать акцент на аналитическом и положительно-оптимистическом рассмотрении событий. Важно способствовать культурно-исторической интеграции, давать информацию о ККИ на основе ясного и объективного мат-ла. Лоренсо Р. А. Психологические основы международных реабилитационных программ для пострадавших от крупномасштабных инцидентов: Дис. … канд. психол. наук. Харьков, 2000. Р. А. Лоренсо Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов: роль СМИ. Особую роль в крупномасштабных критических инцидентах (ККИ) играют средства массовой информации. Часто в СМИ преобладает погоня за сенсациями, что способствует гиперболизации и неадекватной оценке ситуации и того, что происходит с людьми. Журналистская деятельность актуализируется на момент прохождения ситуации, т. е. во время ККИ. Новости сообщаются аудитории как отдельные явления с акцентом на их последствия и, как правило, отражается только непосредственное «отрицательно-психотравмирующее» влияние ККИ на индивидов и их окружение. Системное понимание и полный анализ событий критического и экстремального характера встречается крайне Общение в экстремальных ситуациях – динамичный, с повышенным характером взаимного влияния процесс, объективно требующий постоянного обращения к психологии отдельных индивидов и группы в целом (особенно к ее нормам и санкциям), умения предвидеть стратегии поведения группы и индивидов. Это порождает очень важную в психол. отношении систему альтернатив при определении оптимального варианта для группы принятия («удара») стрессора: на всю группу или на нaибoлeе сильного, опытного руководителя, или на «новеньких», слабых, психологически незащищенных и т. д., чтобы за их счет выйти из стрессогенной ситуации. Ограниченность по времени еще более усложняет условия принятия решения, благодаря чему раскрываются, выходят на «поверхность» глубинные индивидуальные и групповые свойства. В таких условиях зримо проявляется иерархия взаимоотношений, что отражается в отчетливо выраженной избирательности реакций группы на ошибки индивидов, имеющих разл. статус в структуре личных отношений. И формы, и содержание реакции группы на лиц, допустивших ошибку, опосредуются уровнем социально-психол. зрелости группы и личностными особенностями «виновного». В случае если ошибку совершил член группы, имеющий невысокий статус, диффузные группы проявляют к нему значительную негативную реакцию, к-рая потом адресуется и другим. Возникает групповой конфликт, к-рый часто приводит к полному расстройству коммуникаций и своеобразному «коммуникативному шоку». В высокоразвитых группах проявляется толерантность в ситуациях ошибочных действий; активные попытки приостановить зарождающееся напряжение. Во взаимодействии происходит увеличение актов согласованности, 233