
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
изнесенные холодным или злорадным тоном). Если восприятие и декодирование вербального смысла и логики речи осуществляется центрами левого полушария мозга, то в восприятии невербального смысла (кто и как говорит) ведущая роль принадлежит правому полушарию. При этом левое полушарие работает по принципу последовательного посегментного (послогового) анализа речевого потока, а правое – по принципу интегральной симультанной оценки более крупных временных фрагментов речи (слов, синтагм) и сличения их с хранящимися в слуховой памяти индивида эталонами их целостного звучания. Взаимодействие вышеуказанных вербальных и невербальных механизмов мозга обеспечивает высокую надежность и помехоустойчивость восприятия речи человеком. Морозов В. П., Галунов В. И., Вартанян И. А. и др. Восприятие речи // Вопросы функц. асимметрии мозга. М., 1988. В. П. Морозов икание, к-рое манифестируется на фазе Г. к р. Возникающие в этот момент проблемы субъективно ощущаются заикающимся как внешне не видимое «внутр. заикание», запускающее опр. эмоционально-поведенческий комплекс: логофобию (страх своей будущей речи, предощущаемой как речь с заиканием) и систему уловок, помогающих избежать «трудных» звуков и слов. Такого рода понимание природы заикания разрушает более традиционную точку зрения о локализации дефекта на фазе звуковой реализации речи, сдвигая эту локализацию «на одну фазу назад» – в зону действия механизмов Г. к р. Две самые ранние фазы порождения речи, скорее всего, остаются в случае заикания в целом сохранными. Работы по изучению механизмов Г. к р. (на модели заикания), проведенные с помощью совр. методов психофизиологии, показывают существование сложной распределенной по мозгу функц. системы, реализующей Г. к р. специфического паттерна нарушений внутри этой системы в случае заикания. Абелева И. Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. М., 2004; Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975; Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1949; Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. А. А. Кисельников Речь: готовность (готовность к речи) – центрально управляемая настройка всей периферии произносительного механизма для выполнения предстоящего речевого движения. Выполняющая регуляторную функцию готовность к речи (Г. к р.), опережая саму речь на доли секунды, создает потенциальную предрасположенность к еще не начавшемуся речемоторному действию и предопределяет его двигательный эффект. Понятие Г. к р. разработано И. Ю. Абелевой в рамках психолингвистической школы Н. И. Жинкина. Г. к р. является третьей фазой в процессе порождения речи: 1) потребность в речи, или коммуникативное намерение; 2) рождение замысла и выбор модуса высказывания во внутр. речи; 3) готовность к речи; 4) звуковая реализация речи. Эта фаза порождения речи является стыковочной между внутр. и внеш. речью. Понятие Г. к р. рассматривается как частный вариант «готовности к действию (движению)», что вводит это понятие в концептуальную рамку теорий Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина (показали, что результат движения предвосхищается и корригируется моделью его желаемого результата) и Д. Н. Узнадзе (ввел категорию установки, близкую к понятию готовности). И. Ю. Абелева подчеркивает, что сколько моторных действий с их структурными особенностями освоено человеком, столько же готовностей хранится в его личном арсенале. К моменту начала произнесения складывается готовность именно к речи, а не к др. двигательным актам речевой мускулатуры (напр., пению), хотя в обоих процессах заняты те же самые эффекторы. Фаза Г. к р. является критическим моментом в процессе порождения речи: по упреждающему нервному импульсу все эффекторы произносительного механизма моментально перестраиваются, переходя из нейтрального положения в речеобразующее и прилаживаясь друг к другу для предстоящей артикуляции. В силу того что произносительный механизм широко разветвлен во внутр. среде организма, Г. к р. захватывает всего человека с его произвольно и непроизвольно управляемыми системами. Г. к р. мобилизует внимание говорящего на содержании речи как доминирующей в данный момент деятельности. Обычно этот предартикуляционный механизм не проявляется никакими внеш. признаками и не замечается окружающими. Однако субъективно и частично внешне наблюдаемым образом он проявляется в случае такого нарушения речи, как за- Речь: ригидность (англ. rigid или rigidity – негнущийся, негибкий, косный, жесткий) – характеристика речи человека, в к-рой имеет место однообразие слов, фраз (штампов) или пауз со словами «паразитами». Реже ригидной называют очень медленную речь. Причиной ригидности речи могут стать: 1) неразвитость лексики, малый лексический запас; 2) копирование речи лиц, у к-рых имеет место однообразие слов или множество слов-паразитов, но при этом речь очень эмоциональная и запоминающаяся; 3) невысокий интеллект, – его слабое развитие не позволяет быстро и гибко осуществлять подбор новых слов, активно пользоваться синонимами; 4) ригидность мышления или общая ригидность познавательных психических процессов, к-рая интерферирует на речевую деятельность в силу целостности психики человека. Психол. механизмом ригидности речи (Р. р.) является установка, проявляющая как готовность использовать конкретные слова и фразы во время О. Ригидность зависит от физиол. состояния человека, его самочувствия. Чаще всего во время заболевания или обострения хронической болезни ригидность речи усиливается. Отдельную группу причин составляют нейрофизиол. причины, среди них и особенности функционирования нервной системы. Врожденные свойства нервной системы и ее индивидуальные особенности, в т. ч. проявляющиеся в недостатке пластичности как свойстве темперамента, выделенном В. М. Русаловым, являются одним из факторов ригидности. В общепсихол. плане ригидность связана с трудностью переключения с одного предмета на другой, низкой скоростью перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, а также со слабым стремлением к разнообразию форм предметной деятельности. В социально-психол. плане ригидность вообще и Р. р. в частности может коррелировать с недостатком социальной пластичности. Этот недостаток проявляется в трудности переключения внимания в процессе О. 173