Главная \ Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей со включением некоторых пунктов сопредельных с ними стран \ 101-150

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
циляки. шинъ, бросаютъ буду, рыбу, юколу, ягоды и вообще все, что употребляют!» во время стола Во псе время, пока покойник!» остается въ юрте, соби раются поплавать родные и знакомые и юрта постоянно оглашается плачемъ. Въ знакт» траура женщины раснлетаютъ свои косы, а мужчины обр'Ьзьшаютъ часть волосъ. По прошествш двухъ но-' чейГ складываюгь на парты все дорогое для покойника, а также кладутъ на нихъ и его самого и отправляются за деренню къ тому мТ.сту, гд'Ь должно про изойти сожжсше трупа Здесь устраи вается костеръ, причемъ кл'Ьтка для мужчины складывается изъ трехъ нол'Ьнъ, а для жеищинъ—изъ четырехъ. На этотъ костеръ складывают-ь все привезенный вещи и покойника, и стар шей въ семь!»—отецъ или мать—поджнгаютъ костеръ, который, чтобы силь нее было roplmie, обставляется со всехъ сторонъ деревьями или бревнами Въ это время совершаются поминки, кото рыя состоятъ въ томъ, что всЬ при сутствующее при сожжешп трупа *Ьдятъ все, что принесено, пьютъ хашнинъ или водку нлачутъ и вспомпнаютъ о добрых!, качествахъ и д'Ьяшяхъ покойнаго. Когда трупъ сгоритъ, на пепе лище или вблизи юрты въ дереви'Ь устраивается иногда памятннкъ, состо яний нз'ь маленькой юрты, въ которую кладется истукаичнкъ, изображающш фигуру человеческую. Въ эту юрточку богатые, в!, т е ч е т е трехъ л'Ьтъ, прпносятъ но временамъ съедобное, а бед ные по мере возможности; въ этомъ состоятъ ПОМИНКИ умершаго. Собакъ, на которыхъ отв()зятъ трупъ для сожжешя, убиваютъ, а нарты разламыва ют'!». Такъ большею частно совершают ся похороны у гиляковъ. Вирочемъ въ последнее время начинаетъ распро страняться между ними обычай хо ронить покойипковъ въ земле, который и прежде практиковался по указанно шамановъ. Последше, ссылаясь на бо жественное указашс. приказываютъ хо ронить покойников!», гдЬ имъ вздумает ся, п а п р въ лесу, около дорогъ и т. п. Гиляки не смеютъ ослушаться и м пеполияютъ ихъ агелаше, если но успЬютъ склонить их!» на милость по дарками. Исключешо от!» принятаго обычая сожигать и хоронить въ земле умерши хъ существовало только для младеицевъ. Обыкновенно ихъ клали въ гробъ, выдолбленный пзъ дерева, въ виде корыта, закрывали сверху доской и подвешивали его къ деревьям!» въ лесу.—Изъ суеверных!» обычаевъ гиля ковъ отметнмъ следу юнце: 1, не доз воляется ночью спать на нарахъ, по вернувшись головой къ стене; иеисполпяюпцй этого выгоняется изъ юрты я никто въ деревне не пмеетъ права да вать ему нрпотъ; 2, ни подъ какимъ видомъ по дозволяется женщине раз решиться от!» бремени въ юрте п всяшй разъ женщина во время родовъ живетъ въ отдельиомъ шалаше и 3, за прещается выносить огонь изъ юрты, строить оморочкп въ юрте, рыть зем лю и лить воду на огонь, когла въ юрте есть больной.—Дозаселешя Аму~ ра русскими гиляки жили родами и хотя вели оседлую жизнь, какъ теперь, ио, вследствие разныхъ неблагопр1ятныхъ условш, часто меняли место ж и тельства. Жизнь ихъ шла патр1архально. Старннй в!, роде былъ начальникомъ, судьею и распорядителемъ надъ вс/Ьмъ родомъ. Вследств1е этого онъ обязанъ былъ защищать свой родъ какъ отъ другихъ гиляцкихъ родовъ, такъ и отъ прншлыхъ враговъ. При взаим ной вражде родовъ кровавая месть име ла полную силу и иногда приводила къ упичтоженпо делыхъ родовъ. Матер!алыюе положеше гиляковъ въ это время было самое незавидное, бедствен ное, потому что сбытъ пушнины з а в и сел!» отъ ценъ произвольно пазначаемыхъ маньчжурами, съ которыми они вели торговлю. Въ настоящее же время пололсеше ихъ во многомъ изменилось къ лучшему.—Одни ученые, основы ваясь на Mnbuiu Клапрота, относят!, гиляковъ къ одном) племени съ айна мп п курильцами; друпе, какъ Крузенштернъ, считая нхъ племенемъ отЛИЧНЫМЪ ОТЪ аИНОВЪ, ОТПОСЯТЪ ИХЪ К! татарамъ и третьи, наконецъ, къ т у п -