
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
«ПЕЧАТЬ И РЕВОЛЮЦИЯ* [627—628] ПЕЯМИ ным. Был одним из основателей чехо-еловацкой соц.-дем. партии. За секретарствование на первом съезде этой партии [1378] был поса жен в тюрьму на 14 мес. Подвергаясь постоян ным репрессиям, вынужден был в конце кон цов эмигрировать в Америку. Остальная часть его жизни прошла в Чикаго, где он ре дактировал ряд рабочих газет («Право лиду*, «Дух часу», «Боудуцность» и др.)» П. С. принадлежал к первому поколению ра бочих поэтов (Зоула, Кохман), к-рые вместе с тем были и первыми организаторами рабочего движения. Сравнительно скромная литера | турная деятельность Пепкн Стаговского яв лялась составной частью его революционной работы. Он, как и указанные выше поэты, писал стихи потому, что считал их наиболее действенной формой пропаганды социалисти ческих идей. Несложные по форме, неяркие но языку и образам, но богатые социальной тематикой (труд, быт, борьба рабочего класса) и поли тической тенденцией, эти стихи являются весьма характерным документом, отражаю щим первую стадию организованного рабо чего движения в Чехии. Стихи и песни П. С. печатались при его ж и з ни в рабочих газетах, впоследствии [1899] бы ли изданы в Чикаго отдельным сборником «Sebrane Ьазпё J . В . Реску», м с «ПЕЧАТЬ И Р Е В О Л Ю Ц И Я » — ж у р н а л кри тики а библиографии. Издавался Госиздатом с 1921 по 1930. Первая книга вышла под ре дакцией А , В . Луначарского, Н. Л . Мещеря кова» М. П . Покровского, В . П . Полонского и И . И. Степанова-Скворцов а. Ответствен ным редактором журнала—вплоть до апреля | ! 1929—являлся В . П. Полонский. Первоначально журнал стремился дать кри I тическое обозрение вновь выходящей лите ; ратуры во всех областях науки и искусства. В ранний период журнал сыграл положи тельную роль в организации нашей лите ратуры, журналистики, издататьского дела. Наряду с «Красной новью;* он был одним из первых «толстых? журналов СССР, собирав шим вокруг себя культурные силы республи ки. Постоянными сотрудниками статейного отдела в первые годы существования журнала были В. Полонский, А . Луначарский, М. По кровский, Н. Мещеряков, И. Степ а нов-Сквор цов, В. Фриче, П. Коган, В. Брюсов, Н. Асеев, А. Воронский, В. Переверзев, Н. Пиксапов, Г. Баммель, М. Рейснер, М. Павлович, П. Преображенский, Б . Горев, А, Сидоров, В . Адарюков, А . Арватов, Я . Тугенхольд, А. Федоров-Давыдов, Л . Сабанеев и д р . К со трудничеству в отделе рецензий привлекались многочисленные специалисты соответствую щих областей знания. Журнал снабжался гравюрами русских мастеров и другими ил люстрациями. При наметившемся уклоне в сторону осве щения вопросов художественной лит-ры и искусства журнал вплоть до 1929 рецензи ровал книги по самым разнообразным вопро сам, вплоть до естественнонаучных. Суще ственным недостатком «П. и р.» з а годы ре дактирования журнала В. Полонским (см.) был методологический эклектизм—отсутст вие единой принципиальной линии в вопросах искусства, литературы. Наряду со статьями квалифицированных и авторитетных маркойстов в журнале печатались без всяких редак ционных оговорок статьи (особенно в раз деле критики художественной литературы и искусства) формалистские, культурно-истори ческие, формально-социологические, импрес сионистические п д р . Уделял место методоло гическим дискуссиям (например дискуссия о формальном методе, о социологическом ме тоде П. И, Сакулина и др-), но не импя собствеппых твердых позиций, журнал не д о водил дискуссий до конца, не делал долж ных выводов. В начале 1929 В. Полонский был отстранен от редактирования «П. и р.». Редколлегию составили В. М. Фриче (отв. редактор), И. М. Беспалов (зам. отв. редактора), Р . М. Азарх, П. М. Керженцев, И. И. Литвинов, И. Л . Ма ца и В . Ф. Переверзев. Вскоре Фриче умер, обязанности ответственного редактора вы полнял И. Беспалов. Журнал сделался цент ральным органом переверзевской группы ли тературоведов, в конкретных вопросах лите ратурного движения выражал взгляды <Литфронта» (см.). В 1930, после пятого и шесто го номеров, журнал прекратил свое сущест вование. Л. Прозоров ПЕШИКТАШЛЯН Мкртич [1823 — 18U8J — армянский писатель. Р . в Константинополе в семье ремесленника. Воспитывался в Вене ция, на острове св. Лазаря, в клерикальной среде. Был под сильным влиянием ряда армя но-католических клерикальных поэтов, пи савших на древнеармяпском я з . («грабар*), совершенно непонятном для армянских тру¬ дящихся масс. П . не мог окончательно отрешиться от этого яз. Он также написал ряд произведений на яашхарабаре» (современном лит-ом яз.) и на смешанном я з . П.—-наиболее видный представитель запад но-армянской лит-ры, в особенности поэзии. Его творчество отражало идеологию западноармянской буржуазии. В течение многих де сятилетий оно служило в руках армянской торгово-промышленной буржуазии орудием борьбы з а ее интересы и средством воспита ния масс. П о этой именно причине его нацио налистическая, зовущая к национальному объ единению поэзия в свое время заполняла стра ницы песенников, распевалась и распростра нялась в массах в огромном количестве экзем пляров. Армянская б у р ж у а з и я неоднократно издавала и переиздавала сочинения П. Ему не была чужда и интимная лирика; однако в художественном отношении она значительно уступает его национально-патриотическим произведениям. Кроме стихотворных произ ведений Пешикташляном написано несколько драматических, посвященных историческому прошлому Армении («Корнак», «Аршак», «Ба хе» и д р . ) . Им переведен на армянский яз. ряд сочинений Вольтера. Библиография: I. СоОр, сочип. в одном томе изда валось нсоднонратно: в 1870 (Константинополь), 1903 (Тифлис), 1907 (Нью Иори) И Др. В . Алазан Сафа [1899—]—современный бур жуазный турецкий писатель. Р . в Стамбуле в семье поэта Исмаила Сафа. С пятнадцати ПЕЯМИ