
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПЕСНЯ [595—59(>J И ECU Л Наконец к крестьянским П. относятся и так наз. р а з б о й н и ч ь п П., к-рыми очень интересовался В, И. Ленин. Основные мотивы их—тяжесть подневольной жизни и желание волн. Разбойничьи И, отразили крестьянские движения и волнения. Наиболее интересны в .тгом отношении П. о Разине и Пугачеве. «Раз бойник» всегда в них идеализируется: о н — идеал яголотьбы», он всегда защитник бедно ты (таковы лее разбойники и в немецких, серб ских, болгарских, английских П . ср. балла ды о Робин Гуде). Среди молодечеекпх раз бойничьих П. немало и П. о последней судьбе разбойника—шелковой петле или остром то поре. Это понятно, ибо большинство кресть янских движений и восстаний кончалось пора- \ женнями, Новые П. о крестьянских бунтах поют о том, как с про явилась экзекуция». Социальное содержание крестьянских П . полностью фольклор истиной не раскрыто, а между тем оно-очень глубоко. Напр. среди них есть П . о правде: 5 ждебном отношении к заводу крестьянина, о том, как машина калечит рабочих, о том, как бегают крепостные с помещичьих заводов, о дурной пище на заводах, житье па фабрике. Не мало женских фабричных П. Весьма ин тересны П. рабочих сахарных заводов. Они поют о том, как плантаторы нанимают рабо чих, разъезжал с музыкой по селам и «замани вая» их, как пашут землю под свеклу на жен щинах, как одна «нашла дитину у п л у з Ь , т. е. родила. Мотивы рабочих П. очень богаты: «Он па горе, па горище Стоит сахариыи завод, Стоит сахарный завод, Д а нее разный народ. Т р и д н и празднична ж д а л и . Д а Dee п р а з д н о в а л и : Выходили на л у ж о к . Становились на п р у ж о к , Заноем, б р а т и и , песню Про тетшшского купца. Про нодрндчнкачюдлечи. Кто в Титнине кс бывал, Пужды-горп не видал; Мы в Тстшшс побывали. Н у ж д ы - г о р я узнавали. Кан уброелт б о р щ у - п н и , Хочь собакам вылей; Кан убросят мохана, Только косточка одна. На работу рано гонит, Па работушну идем. Горьки слезы льем- и т. д , СЬппнмн 1 в I HHL Тсткпнсном заводе б. Курин. i >5 ), «Уж теперь правда н пяшн в тешшщ» Щчира неправда а панами в ивЛтлнщ», сатирические песни о попах, панах, боярах и подьячих: 1. -Полюбил меня молоденький mmui;. Подарил мне в полтора р у б л я платок. Мне п о п а любить пе хочется, Мне платой носить не зеочетсп. Оттого любить не хочется— По п р и х о д у он волочится. Пирогами побирается, Блина^ш обяшраетсп». «Иду» государыни, з а м у ж аа подьячего: А х . падьячип-то писать, а я денгшкп считать Пусть х у д о е говорит, а мы будем обирать!» ( З а п и сана п 1780). 1 Старая фольклористика все свое внимание уделяла изучению крестьянской П. (гл. обр. со стороны формальной) и почти совершенно обходила П. рабочие. Отношение к рабочим П. было антиисторическое, они рассматрива лись только как «испорченные народные пес ни». Дело в том, что связь русского рабочего класса с крестьянством была еще очень тесной: рабочий часто представлял собой крестьяни на, оторвавшегося от земли. Поэтому в пер вых рабочих П . было много от крестьянских П. Но эти последние в устах рабочих не могли остаться неизмененными, и эти-то вполне за кономерные изменения и именовались пор чен» крестьянской П . Д л я буржуазно-поме щичьей интеллигенции, разрабатывавшей в основном русскую ф )льклористпку, здесь имело значение, разумеется, не только проти вопоставление «разбалованного и развращен ного фабричного ^нетронутой целине кре стьянской души»,—здесь сказывалась и клас совая оценка идеологии зарождавшегося про летариата и в особенности политика закрепле ния и охраны патриархального уклада. Изучение фабрично-заводских П. в должном масштабе начинается только сейчас. По и об стоятельное обследование старых этнографи ческих и экономических работ дает неко торые материалы по истории русской рабо чей П. Она развивается параллельно росту промышленности и рабочего класса. На ману фактурах, на уральских заводах, на украин ских сахарных заводах распевались П . о безземельи крестьянства и уходе на завод, о вра В конце X I X и в начале X X вв. становится популярным жанр коротенькой лирической и сатирической песни-частушки. Она распростран**ется и в деревне и в городе. Среди ча стушек более всего рекрутских и любовных. Частушка отличается большой злободневно стью* являясь в основном жанром сатириче ским. Частушка и романс (ель.) вытесняют в X X в.—а на Западе и раньше—старую кре стьянскую П . Большие социально-экономи ческие перемены вызвали зарождение новой П. с новой тематикой и поэтикой уже до ре волюции. Старая крестьянская П. живет пол ной жизнью только на далеких окраинах, в захолустьях, где еще сохранился патриар хально-семейный уклад. После Октября ре пертуар массовой П. претерпевает характер ные и значительнейшие изменения. Н а смену старой П. растет новая, советская П . Характерным является здесь то, что в ус ловиях роста художественной культуры масс этот новый репертуар пополняется гл. обр. (хотя и пе исключительно) з а счет письмен ного творчества ряда советских поэтов и ком позиторов. По своему тематическому составу репертуар советской песни чрезвычайно раз нообразен, отражая различные моменты ре волюционной борьбы и социалистического строительства: песня партизанская («По до линам и по взгорьям- —слова Парфенова, ме лодия Атурова), красноармейская («Прово ды» и «Нас побить, побить хотели* Д . Бед ного, «Конная Буденного^ Асеева, музыка Давидрнко, "Песня о наркоме* Жарова, муз* Давнденко, «Все выше» Германа, муз. Хайта, «За морями, за горами* Тихонова и Ко валя), комсомольская («Молодая гвардия.'. «Наш паровоз» и др.), пионерская («Пламе нем алым» Жарова, «Возьмем винтовки но вые» В. Маяковского) и т. д . Советская Пвсе более и более пополняет свой репертуар,