
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
СОХРАНЕНИЕ [347—348] ОСТРОВСКИЙ дуШбго века «Словарь» Остолопова одновре вание; приемом искусства является прием менно содержит некоторое — очень слабое ,-остранения" вещей и прием затрудненной впрочем—влияние буржуазного ^историзма», формы, увеличивающий трудность и долго заботу о том, чтобы изучающие писателя «мо ту восприятия, так к а к воспрняимательньгй гли соображать его творение с нравами того процесс в искусстве сам о пелен и должен века». Д л я позиций ^Словаря» крайне ха быть продлен*. рактерно предлагаемое им определение «по Из приведенных разъяснений ясно, что эзии» , строго выдержанное в д у х е классиче учение об О. возникло на" базе субъективноской поэтики: « П о э з и я есть вымысел, ос психологистической концепции художествен нованный на п о д р а ж а н и и природе изящ ного произведения как фактора и результата ной и выраженный словами, расположенны индивидуальных восприятий. Как и учение ми по известному размеру,—так как проза о д о м и н а н т е , учение об О. гипостазирует или красноречие есть и з о б р а ж е н и е са частный стилистический факт, возводя его в мой природы речью свободного. закон поэтического творчества и подменяя Оратор говорит только и с т и н у с убеди им подлинные законы л и т е р а т у р ы (см.) тельною силою и простотою, а поэт изобра как явления общественного, как идеологиче жает п р а в д о п о д о б н о е с такой порази ской надстройки. Библиография: Ш к л о в с к и й В . , Иснусстио как тельною приятностлго, которая пленяет и с Прией, СО, * П О Д Т И К Н О П . , 1919. См. также сМетойы тем вместе потрясает душу...* «Но что ж е домарксистского литературоведении* [глава «формализмь). Б. S. есть и з я щ н а я п р и р о д а ? что значит п о д р а я с а т ь изящной природе? ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич Изящная природа не есть истинное с у [1823—18861— крупнейший русский драма щ е с т в у ю щ е е , но истинное могущее с у тург, Р . в Москве, в семье чиновника, став щ е с т в о в а т ь , истинное избранное, изящ шего позднее частнопрактикующим ходатаем ное, и представленное так, как бы оно в са по гражданским делам. В 1835—1840 учился мом деле существовало—со всеми совершен в I московской гимназии. В 1840 был принят ствами, какие только принять оно может. П о д р а ж а н и е изящной природе есть пред ставление предмета в таком совершенном ви- ] де, в каком только можем его вообразить, несмотря на то, существует ли он действитель но, или только может существовать». Кроме «Словаря» из литературоведческих трудов Остолопова заслуживает внимания «Ключ к сочинением Державина» (СПБ, 1822), один из первых русских литературных комментариев. Остолопов проявил себя и как поэт, оставив_ после себя ряд псевдонародных романсов"(«Бедная Дуня») и песен («Не бушуйте, ветры буйные», «Солнце красное, оставь ты j небеса»). Р Библиография; I. Е в г е н и и , плп нынешнее во спи та- | в н е . Повесть. С П Б , 1803. П р е ж н и е досуги, М., 1816, П е р e n о д ы : Опыт Вольтера на п о л н ю эпическую, С П Б , 1802; Тассовы мечтания, и э д . 2-е, С П Б , iSiЭ (1-е и з д , , Ш 8 — « Т а с с о в ы вочп»). II. С у х о м л и н о в М - И - , Исследования и статьи, Т Р I, СПБ, 1389, стр. 199. Т р у О п ц и и : Н . , 0 народ¬ ней поэзии в литературном и бытовом оОиходс нервов трети X I X В., С П Б , 1912, стр. 144—146. III. Г е а и а д и Г . , Справочный словарь, т. III, М., 1908; К у б а с о в И в . , Статьи и «Русском биогра фическом словаре», т. «ООеаьянрннов—Очшш% С П Б , 1905; Словарь членов Общества любителей российской словесности [ Л . , 1911]. П. Берьоа ] на юридический факультет Московского уни верситета, откуда однако вышел в 1843, по окончив курса. В 1843 О. поступил в Москов ский совестный с у д , а в 1845 перешел на службу в канцелярию Московского коммер ОСТРАНЕНИЕ—термин, введенный русски- j ческого суда, в которой прослужил до 1851. ни формалистами. В_ Шкловский в ст. *ИсВ этих учреждениях, ведавших торговые д е кусство как приема (сб_ ^Поэтика», П . , 1919) ла по сделкам, по векселям о несостоятельно так определяет еприсм остро не пня*: «не при- : сти, по уголовным делам и гражданским спо ближенис значения к нашему пониманию, а рам между детьми и родителями, О. приоб создание особого восприятия предмета, соз рел исключительно большой запас наблюде дание „видения' его, а не ^узнавали л "а. Это ний над тем миром замоскворецкого купече особое восприятие создается «-затруднением ства, который он впоследствии с таким бле формы» художественного произведения, напр. ском изобразил. тем, что вещь не называется своим именем, Первым лпт-ым произведением О. были дш' но описывается как в первый раз виденная; сцены из комедии "Несостоятельный долж в качестне примера острапения Шкловский ник*, появившиеся в JV? 7 газеты «Московский приводит описание оперы на * Войны и мира». юродской листок» за 1847. То были первые • Прием О. имеет своей целью «вывод вещи зарисовки комедии «Свои люди—сочтемся*. В из автоматизма восприятия». «-Целью искус топ ж е газете несколько позднее 119— ства,—говорит Шкловский,—является дать 120) били напечатаны «Записки замоскворец ощущение вещи, как видение, а не как узна к о ю жителя^ сдипственнос беллетристнч. про1