
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА «Сборник рассказов^, кн. II, Мисоста Камбердиева—••Радость», Казбека Бадоева—кВо имя социализма» и др. Кроме этого вышли коллективные сб. «Растем», «Борьба з а хлеб» и «Абон». Все эти произведения проникнуты верой в несокрушимость диктатуры проле тариата, ненавистью к врагам социалисти ческой революции, интернациональной соли дарностью. Многие писатели изображают ге- -336] ОСТзГГИНСКАЯ Л И Т Е Р А Т У Р А на страницах газеты «Растдэинад» вскрыла враждебную идеологию этого произведения. Малусаговские ошибки допустил также С. Джанаев, к-рый одно время утверждал, что осетинских писателей нельзя диференцпровать, т. к. они все «из недр земли», т. е. кре стьянского происхождения. Он напечатал в 1931 идеологически невыдержанную поэму «Разговор поэта с продавцом газет». В по следнее время С. Джанаев отказался от этих воззрений, выступив на расширенном засе дании Оргкомитета советских писателей С. Осетин с признанием всех своих ошибок. Особо необходимо остановиться на сбор нике «Абон», вышедшем в 1932 в Осетии. Этот сборник поставил себе задачей бороться с носителями враждебной идеологии, способ ствовать творческому развитию советских писателей, которые своим творчеством содей ствуют соц. строительству, идут нога в ногу с пролетариатом («Абон», 1932, «Борьба за задачи сегодняшнего дня», стр. 7). Преди словие к сборнику и его содержание показы^ вают, как далеко по сравнению со сборником «Зиу» шагнула вперед О. л . в деле обслу живания конкретных задач соц. строитель ства. Особого внимания заслуживает поме шенное в «Фидиоге» посмертное произведе ние осетинского писателя Цомака Гадиева «Честь предков». В этом произведении покой ный писатель пытался встать на пролетарскую позицию, побороть влияние мелкобуржуазно го мировоззрения, которое сказалось в его других произведениях, напечатанных в «Фпдиоге» в течение этого ж е периода, а имен но; «Оси-богатырь» и «Искатели счастья*. В значительной степени это ему удалось. Наконец нельзя не отметить и того, что осе тинские газеты, в 1927—1928 и 1930 периоди чески выпускавшие лит-ые приложения, про должали объединять пролет, осетинских писа телей и в значительной степени способствова ли выдвижению новых кадров сов. писателей. Из писателей Осетии, пишущих на русском языке, нужно отмстить Д . Гатуева, X . М. Мугуева и Д . М. Кусова. Ряд произведений Га туева, посвященных показу соц, строительства Северной и Южной Осетии, издан и на осе тинском языке [1930—1933]. Значительную 95 роль сыграл Гатуев в деле ознакомления Обложка сб. стихов осетинского поота X. Плиева русского читателя с образцами осет. эпоса и роев гражданской войны и социалистиче лит-ры («Амран» и «Осетинские сказки» в издской стройки, борются с пережитками старого «Асааеппа», сб. поэзии горцев Кавказа в изд. быта. Все более и более утверждается новая «Советская литература», 1932—1933 и 1934). революционная тематика. К существенным Что касается критики, то несмотря на ее недочетам ряда произведений следует отнести отставание от схематизм, нелродуманность, недостаточное недостаточный художественного творчества и теоретический уровень, она все художественное оформление. Некоторые ав же делает шаги вперед. торы обнаруживают неверное понимание Советская О. л , реконструктивного перио окружающей действительности, В этюм смы да выросла качественно и количественно. сле можно указать на сборники стихов Она играет воспитательную роль в культур Д. Мамсурова «Первые шаги» и К . Фарниопа • Лавина». Следует однако отметить, что эти ном строительстве Осетии. Постановление недостатки преодолеваются в процессе интен ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 имело огром ное значение в дальнейшем развитии О. л . , сивного органического развития советской лит-ры Осетии. З а данный период в х у д о ж е национальной по форме и социалистической по содержанию. З а эти два года О. л . по ственной лит-ре Осетии были также случаи полнилась рядом ценных сборников, как проявления малусаговщины. В 1930 Д . Хетанапр. «Две жизни» Шамиля Абаева, сборник гуров выпустил поэму «Гоци», характеризую X . Плиева, роман Фарниопа «Уады унар:> щуюся возвеличением рода, националисти (Шум бури), который, несмотря па наличие ческой романтикой. Критика своевременно mty Xaiitotx Х7ЛМ1ЖМ2) ST3№L77/TR / 2