
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА осетинский* писатель — дворянин-аристократ Иван Я л г у з и д а с Активный проводник цар ской колониальной политики на Кавказе, ак тивный миссионер, насаждавший правосла вие среди осетин, он был первым переводчи ком книг священного писания на осетин ский язык. И. Ялгузидзе написал поэму на грузинском языке «Алгузиани* (переведен ную на русский яз.); он пытался идеализиро вать прошлое «могущественной Осетии*, воз величить ее мифического царя Алгуза, яко бы покорившего многочисленные народности Кавказа. Основные идеи этого произведения: монархизм, национализм и православие. ОСЕТИНСКАЯ t ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА' 90-х гг. прошлого столетия. Г а п п о Б а с¬ в а можно характеризовать как махрового на ционалиста-монархиста, врага советской вла сти. Он—белый эмигрант. А. К у б а л о в—автор поэмы «Афхардты Хасана^ и др. произведений на тему «о герои ческом прошлом Осетии». Его поэма «Афхардты Хасана>, направленная против обычая кровной мести, считается одним из лучших произведений О. л . , она близка к устному творчеству. За последнее время А. Кубалов делает попытки перестроиться и принять участие в социалистич. строительстве, но эти попытки пока не дали существенных резуль татов {напр. драма «Районов Хаджимет»), Б л а ш к а Г у р ж и б е к о в (ум. в 1905) являлся первым дигорским поэтом, т. е . осе тинским поэтом, писавшим исключительно на дигорском наречии. Основные мотивы его творчества: монархизм, верность царской ко лониальной политике на Кавказе, право славию и осетинским народным верованиям и традициям. Блашка Гуржибеков пенен тем, что в своей пьесе «Недоросль» (Апули) пер вый показал рост торговой буржуазии в Осе тии и противоречия, обострявшиеся между феодально-родовой верхушкой и вновь на родившейся буржуазной верхушкой. В от ношении формы Блашка Гуржибеков был под сильным влиянием устного народного творчества. С е к а Г а д и е в (1865—1915) занимал в О. л . свое-образное место. Выходец из гор ской бедняцкой семьи, поэт-самоучка, он бо лее тридцати лет был псаломщиком. Симпа тии Сека Гадиева—на стороне горской бедно ты; он бичевал феодалов, угнетавших бедно ту, но не призывал к борьбе. Наоборот, поэт настроен христиански. Он—национа лист, активный миссионер православия. Про изведения его еще недостаточно исследованы. Весьма значительную эволюцию проделал в своем творчестве Г е о р г и й Ц а г о л о в (р. в 1871). В начале своей лит-ой деятельно сти он был оппозиционно настроен противцаризма и национального угнетения, однако не звал трудящихся к борьбе против угнета телей. Сочувствуя бедноте (стихотворение *Иналук»), поэт не видел выхода из положе ния. Лишь с приближением революций поэт начал преодолевать свою мечтательную пас сивность и стал наконец н а путь активной борьбы с па раб отите л ям и. В стихотворении «Песня Кудайнатаэ поэт восклицает. з Б е рите силой все.., И дней не бойтесь бурных*, «правда сама на землю к нам не спустится». В О. л. Цаголов первый художественно изо бразил народившегося осетинского кулака, являвшегося опорой царской администрации в угнетения и эксплоатации трудящихся масс Осетии {••Осетинские мотивы», стр. 46, стихотворение *Темболат>). Необходимо от метить, что Г, Цаголов писал преимущест- • вепно на русском языке и был под силь ным влиянием русских поэтов, в особенности Некрасова и украинского поэта Шевченко, В настоящее время он переводит молодых осетинских писателей на русский я з . , а так же работает над поэмой, посвященной изоб ражению успехов социалистического строн- ЛИТЕРАТУРА С IA59 П О IS05- — С 1859, т . e со времени завоевания Кавказа, и до 1Я05 в Осетии происходили весьма зна чительные социально-политические сдвиги, к-рые не могли не отразиться на росте и раз витии О. л . Эксплоатация феодалами мало земельного и безземельного крестьянства все более усиливалась, В 1861—1865 были осво бождены так наз. холопы, однако взаимо отношения между широкими крестьянскими массами и феодалами-помещиками, наделен ными самодержавием лучшими землями, ред ко обострялись, доходя до вооруженных стол кновений. Переход от натурального хозяйства к товарному способствовал нарождению осе тинского кулачества и торговой буржуазии. Промышленность в Осетии развивалась край» не медленно. В атмосфере национального гне та, административного произвола и все бо лее обостряющихся социальных противоре чий развивали свою литературную деятель ность писатели: Темнрбулат Мамсуров, Инал Канунов, Гаппо Баев, Александр Кубалов, Блашка Гуржноеков, Сека Гадиев, Георгий Ца голов и Коста Хетагуров. Темирбулат Мамсуров и Инал Кану ков являлись представителями алдярско-феодальной группы; оба они-—участники переселения горцев в Турцию в 1861—1865—происходили из осетинских алдар и были офицерами цар ской армии. Творчество М а н с у р о в а отражало весси мистические переживания переселенцев алдаров, не ужившихся на чужбине, осознав ших неудачу этого переселения. Произведе ния его еще полностью не опубликованы (ру кописи находятся" в Турции). В них также сильны элементы национализма и религиоз ности. В отношении формы он близок к на родной поэзии. Творчество И н а л а К а н у к о в а на сквозь проникнуто тоской о «великом прош лом» осетинского алдарства. Вернувшись на родину, поэт погрузился в воспоминания о былом.- Разочарованный в жизни, оторван ный от реального настоящего, поэт искал утешения и покоя на кладбище, *где смерть , сравняет всех*. Инал Канунов писал исклю чительно па русском я з . Он был под сильным влиянием русской поэзии, в особенности Лер- | моптова и Пушкина. Инала Канукова роднит j с Мамсуровым пессимизм, вызванный кру шением той социальной группы, к которой спи принадлежали (феодалов-алдаров). Гаппо Баев, Александр Кубалов и Блашка Гуржибеков начали лит-ую деятельность в • F