
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Боевой порядокъ флота —Боевой строй кораблей. (Маренго, камп. 1805 г.): геній Наполеона, руко водивший и его подчиненными, не допускалъ шаблоиовъ. Шаблоны явились потомъ у его подражателей въ долгій періодъ мирнаго вре мени. Такъ, явились въ Пруссіи, а потомъ и въ Россіи, такъ называемые, «3-линейные Б . П.», состоявшіе изъ сильной 1-й лиыіи эск., пред назначавшейся для одол?нія пр-ка съ пер ваго у ара, 2-й линіи на уступ? вн? 1-й, для охвата и удара во флангъ и 3-й—резерва. Войны второй пол. X I X ст. не дали широкой практики д?йствіямъ конницы. Только этимъ и можно объяснить, что указанные Б . П., неум?стные при соврем, развитіи огнестр. оружія (сила, дальность, МЕТКОСТЬ, скоростр?льность), продолжали существовать до. начала X X ст. Англо-бурская и русско-японская войны сильно поколебали в?ру въ эти формы, и теперь вс? первоклассный арміи признали, что конница должна одинаково д?йствовать какъ въ конномъ, такъ и п?шемъ строю, — какъ огнемъ винтовокъ, пулеметовъ и приданныхъ ей артил. орудій, такъ и хол. оружіемъ, и что въ построеніяхъ своихъ она должна исходить изъ т?хъ же началъ, какъ и п?хота, а потому Б . П. ея состоитъ изъ б. части и резерва. Б . часть большихъ соединеній д. д?литься н а участки въ зависимости отъ ц?лей, м?стности и всей обстановки. При этомъ участки м. им?ть не только различный построенія, но въ однихъ кон ница будетъ работать п?шкомъ, а въ другихъ— н а кон?. Д?йствуя въ кон. строю противъ та кого же непр-ля, она будешь строить линію развернутыхъ эск. съ уступами на флангахъ и съ участковымъ резервомъ за или вн? фланга и на дистанціи, обезпечивающей своеврем. поддержку перед, частей. Тамъ же, гд? конныя части будутъ атаковать п?шага и неразстроеннаго пр-ка, эск. б. части будутъ им?ть 2 — 4 эшелона, при чемъ первые эшелоны будутъ въ разомкн. 1-шер. строю, а посл?дній м. б. въ сомкн. 2-шер. строю. Соврем, состояніе огнестр. оружія врядъ ли позволить конниц? д?йствовать н а поляхъ сраженій большими мас сами, а потому нетрудно предсказать значит, расчлененіе Б . П. конницы въ будущемъ и передвиженіе ц. тяжести ея д?йствій къ сторон? стр?лковаго боя. Только на открытой и ровной м?стности и при томъ противъ кон. пр-ка она будетъ строить подобіе фридриховскихъ Б . П., т . - е . линію развернутыхъ эск., маневренные фланги (уступомъ впередъ или назадъ) и резервъ. БОЕВОЙ П О Р Я Д О К Ъ Ф Л О Т А . Морской бой протекаешь въ непрерывной борьб? за командованіе позиціей. Тактика не даетъ твердыхъ рецептовъ Б . П., предоставляя выборъ его ком-щему флотомъ и почину нач-ковъ отд. ча стей въ зависимости отъ плана и хода боя. Повидимому, наивыгодн. позиціей вспомогат. силъ эскад; ы является расположеніе ихъ впереди курса главн. силъ пр-ка. Вспомогат. силы про тивника, в?роятно, также будутъ стремиться занять позицію впереди курса нашихъ главн. силъ, а по і ому между этими отрядами завяжется бой за командованіе позиціей. Не им?я само стоят, значенія, бой этотъ является лишь одной изъ предвходящихъ фазъ для сосредоточенія силъ въ нужный момеытъ н а главн. пункт?. Д?йствіе сильной стороной и уклоненіе слабой скажется всец?ло въ этой борьб? за позицію; взаимная поддержка будетъ заключаться въ 601 маневрированіи главн. и вспомогат. силъ, въ зівисимости отъ усп?ха н а гл,.вн. и вспомогат. пуккгахъ боя. Въ бою отряды оказываются раз бросанными н а весьма далекія разстоян'я, и это очень затрудняешь управленіе Б . П. Есте ственно, что безъ взаимн. пониманія другъ друга (внутр. связи) и безъ заран?е составлен н а я плана правильный бой съ организован, пр-комъ немыслимъ. Сигналы для упр-нія Б . I I . допустимы лишь условные, самые короткіе, и надобность въ томъ или иномъ сигнал? вытекаешь изъ плана атаки. Управленіе Б . П. флота или эскадры есть направлезіе б. д?йстзій вс?хъ силъ, находящихся на м?ст? сраж., для достиженія ц?лёй, указанныхъ въ заран?е разрабст. план? боя, сообразуясь съ д?йствит. о. обстановкой и ходом ь развитія боя. БОЕВОЙ СТРОЙ К О Р А Б Л Е Й . Главное требованіе, предъявляемое Б . С , заключаемся въ томъ, чтобы не только передвигаться на м?ст? сраженія, но и предоставить каждому кораблю возможность использовать свои сильныя сто роны, наступательный и оборонительныя, при крывая въ то же время слабыя; для этого каж дый корабль д. лежать н а наивыгодн. курсовомъ угл? и находиться въ наивыгодн. для дан. момента боя разстояніи отъ непр-ля. Приве денному требованію могутъ удовлетвори гь въ общзмъ стро? только кора ли, обладающіе оди наковыми таьтич. качествами. Наличіе въ строю корабля бол?е слабаго, сейчасъ же отзо вется н а сил? всего отряда; особенно на глядно это сказывается при различіи въ ско ростяхъ хода отд. кораблей. Соединеніе pa нотипныхъ кораблей понижаешь силу всего отряда. При наличіи двухъ или бол?е бригадъ однотипныхъ кораблей таковые м. б. поставлены въ общій Б . С , если тактич. элементы ихъ вооруженія' вполн? согласованы и если такое соединеніе является желательнымъ въ интересахъ управленія б. порядкомъ. Б. С. можно разд?лить на простые и сложные. Простые т? строи, при которыхъ корабли вытянуты въ одну прямую линію: строй фронта—когда ко рабли расположены на линіи, перпендикуляр, къ линіи курса, т.-е. находятся другъ у друга н а траверз?; строй кильватера,—когда корабли расположены другъ за другомъ на л. курса, и, строй пеленга,—когда они находятся н а линіи, наклонной къ линіи ихъ курса подъ угломъ вправо (строй пеленга пр. фланга) или вл?во (строй пеленга л?в. фланга). Эти три строя м. б. объединены однимъ терминомъ— строй пеленга отъ 0 до 360, при чемъ строй кильватера отвеча ешь строю пеленга въ 0 и 180°, а строй фронта— строю пеленга въ 90° и 270°. Сложи, строи т?, при которыхъ расположеніе кораблей пр *дставляетъ одну ломаную линію, или н?ск. прям, или ломаныхъ линій. Такими строями являют ся: строй клина, строй двойного фронта, строй двойного кильватера, строй двойного пеленга, строй шахматнаго порядка, строй кучекъ и проч. Въ разныя историч. эпохи тотъ или иной Б . С. избирался флотоводцами въ зависимости отъ тактич. свойствъ кораблей и ихъ главн. оружія, дабы использовать его силу. Такъ, во времена галернаго флота, вся сила котораго заключалась въ таран? и носовомъ метательномъ или огнестр. оружіи и слабой стороной котораго являлись весла и гребцы, располо женные по бортамъ, почти единственнымъ Б . С.