
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Варна — „Варріоръ". ныя вылазки г-зона и р а з р у п г н і е работъ, зало жили мины: подъ 1-мъ бастіономъ въ 180 пд., подъ 2-мъ въ 130 и 48 пд. Подъ 2-мъ бастіономъ пришлось уменьшить горны, т. к. турки пошли к-минами, и уже можно было рисковать камуфлетомъ со стороны к.-минера. 22 снт. мины б. взорваны. Образовали ь широкіе обвалы, тот часъ ж е приспособленные атакою къ оборон?. Оставался штурмъ. Предложеніе сдачи капудап мъ-пагаей б.отве гнуто. Щ а д я людей, государь имп. отлагалъ штурмъ, ожид «я сдачи кр-сти отъ д?йствія арі-ріи ипродолженія постепенной ата ки. 25 сит. р?шено взять 1-й баст-нъ, устано вить н а немъ сильную б-рею, огнемъ ея анфилировать всю ограду,устроить по гребню бр-вера пар-ль и сраз ввести в ъ і р-сть значит, силы, ч.объ сразу подавить сопр-леніе. Для штурма назначены охотники 13 и 14 егер. пп. и Чі рномор. флота, въ чпсл? 110 ч. и въ вид? ближайш. резерва имъ 1-я карабинер, рота 13 егер. п. З а охотниками д. б. итти 150 ч. рабочихъ съ турами и фашинами, половина піонеръ, половина мат росовъ, а зат?мъ 2-я грен, рота л.-гв. Измайловск. п. Передъ разсв?томъ, ровно в ъ 5 ч. у., по сигнальн. ракет? колонна бросилась на штурмъ, быстр:» в з б и л а турокъ изъ баст-на и бросилась внутрь кр-сти. Б ъ то же время піонеры подъ рук-ствомъ подплк. Бурмейстера окопались въ баст-н?, соединивъ его фланки окопомъ и постмвивъ туры. Турки, отвлеченные ложною ата кою полк. Могилевскаго и герц. Вел ингтона къ зап. части кр-сти, зам?тивъ ошибку, бросились вс?ми силами противъ 1-го баст-на. Въ корот кое время баст-нъ переходилъ н?ск. разъ изъ рукъ въ руки, вс? старшіе нач-ки атакующаго б. перебиты и старшимъ остался шт.-кап. л.-гв. Изм ійлов. п. Плаутинъ, удерживавшій баст-нъ до приказанія отступить. Т \ р к и , остановленные на бреши картечью, не осм?лились пресл?довать, довольствуясь возвращеніемъ баст-на. По зр?ломъ размышленіи, нач-ки войскъ В., отчаяв шись въ выручк?, согласились н а переговоры. 28 снт. часть силъ кр-сти, в ъ числ? 4 т. ч., сда лась н а милость поб?дителя, а другая часть р ? ши іась защищаться до посл?дн.іго. Тотчасъ ж е огонь, пріостановленный на время переговоровъ, б. возобновленъ. 29 снт. кр-сть сдалась со вс?мъ г-зономъ, въ числ? 6,887 ч. К-съ Омеръ-Вріоне по полученіи изв?стія о сдач? кр-сти отступилъ, пресл?дуемый нашими войсками. З а взятіе В. пожалованы Георгіеі скія знамена: 13 и 14 е ер. пп., л.-гв. сапер, б-ну п 4 піонер. б-намъ. Въ вой ну 1853—56 гг. кр-сть В. особеннаго з н і ч е н і я не имііла. Передъ войною 1877—78 гг. В. б. уси лена ф ртами и вооружена нар?зною арт-ріею. Вм?ст? съ кр-стями Силистріей, Рущукомъ и Виддпномъ, В. составляла кр?п. районъ, гд? опе рировала тур. армія, притягивавшая н а себя армію насл?дника цесаревича, но особаго значенія не им?ла. Посл? С.-Стефанскаго договора турки обязались сдать кр-сть, нэ не выполнили этого условія до 27 іюля 1878 г., когда она б. занята рус. войсками. (Лукьяновичъ, Описаніе т ) р . войны 1828 и 1829 гг.; Епанчинъ, Очеркъ похода 1829 г. в ъ Европ. Турціи; Рукописи, за писки инж. шт.-кап. Буссе (хранятся в ъ библ. Ник. инж. ак-міи). Историч. описаніе тур. городовъ и кр-стей, покоренныхъ поб?ншосн. оружіемъ русскихъ в ъ Европ? и Азіи въ 1828 г.; Карцевъ, Р у с . флотъ въ царствованіе имп. Ни колая I ; Богдано ичъ, Походы Румянцева, Потем кина и Суворова в ъ Турцію, Спб., 1852). Военная Энциклопедия. Т. V . 241 ВАРНЕРИ, ф о н ъ , К а р л ъ - Э л м а н у и л ъ , отст. г.-м. сакс.-польск. арміи и воен. писатель, род. въ 1720 г., началъ свою службу въ Сардин ской арміи кор. Виктора-Амедея I I , зат?мъ служилъ посл?д-но въ арміяхъ австрійской и рус ской, а въ 1742 г. перешелъ въ прус, армію и во время Семил?тней войны командовалъ гус. полкомъ; въ бою подъ Швейдницомъ б. взять в ъ пл?нъ. Но окончаніи войны В. поступилъ въ сакс.-польск. армію курф. Фридриха-Августа I I I , но пробылъ в ъ ней недолго, в ъ чин? г.-м. вы шелъ въ отставку и занялся литературой. Часть его сочиненій (на франц. яз.) посвящена выясненію значенія кав-ріи и ея тактики въ войнахъ Россіи, Турціи, Австріи и др. Наиб, изв?стна его «Исторія вопнъ Фридриха Вел.» (1756—61 гг.). Сочиненія В. переведены н а н?м. я з ы к ъ и из даны в ъ 1785—91 гг. В. ум. в ъ 1786 г В А Р Р Е Н Ъ , Д ж о н ъ - Б о р л э з ъ , баронетъ, англ. адм., род. въ 1753 г., поступилъ во флотъ въ 1771 г. 3 года спустя б. выбранъ членомъ парл. отъ г. Марлоу и покинулъ строй. Пожало ванный титуломъ баронета, В. вернулся на служ бу въ 1777 г. и черезъ 2 г. получилъ в ъ ком-ніе корабль. Въ эпоху франц. революціи, командуя к-блемъ в ъ составь отряда фрегатовъ, В. въ 1794 г. захватилъ 3 франц. воен. судна и, нахо дясь затвмъ въ крейсерсть?, за одинъ только 1796 г. захватилъ въ пл?нъ и потопилъ 220 франц. торг. судовъ, подрывая франц. торговлю в ъ Ламанш?. Самымъ славнымъ д?ломъ В. было участіе въ окт. 1798 г. въ бою съ франц. эс-дрой, везшей 5-тыс. десантъ въ Ирландію. Состоя в ъ эс-др? адм. Бридпорта, В. получилъ особое назначеніе — не допустить этой высадки. Посл? ожесточенной схватки В. взялъ в ъ пл?нъ франц. лин. к-бль Гошъ и 3 ф р - т а , совершенно р а з строивъ предпріятіе ф р - з о в ъ . Въ 1802 г. В. б. назн. посланникомъ в ъ Спб., но в ъ 1806 г. опять вернулся в ъ строй. Въ томъ ж е году, командуя крейсерскимъ отрядомъ, В. захватилъ франц. лин. к-бль Маренго. Въ 1810 г. онъ б. произв. в ъ адм. и назн. нач. э с - д р ы в ъ водахъ С.-Аме рик, брит, влад?ній, командуя к-рой въ 1814 г. предпринялъ экспедицію къ бер. С. Америки съ ц?лью принудить Соед. Штаты отказаться отъ союза съ Фрапціей. Въ 1815 г. В. б. назн. полнодочнымъ посломъ въ Спб. и в ъ 1822 г. скон чался. Въ мор. литератур? В. изв?стенъ, какъ авторъ книги «Картина морского могущества Великобритании, 1791 г. „ В А Р Р І О Р Ъ " („ W a r r i o r " ) , 1-й бронено сецъ, выстроенный изъ жел?за въ Англіи въ 1860 г. Гл. изм?ренія его: дл. 380 фт., шир. 58 фт., углубл. 26 фт., водоизм. 9.137 тн.; ходъ 14,3 узл.; винтъ 1, подъемный; запасъ угля—80J тн., н а 1.170 миль полнаго хода. Броня бортовая жел?зная, толщ. 4?о дм., только въ ср. части к-са, н а протяженіп 213 фт. Оконечности судна не были вовсе бронированы; такая система бр-ванія со хранялась англ-ми до конца прошл. ст. въ проти воположность фр-замъ, к-рые, начиная съ перваго своего бр-ца Gloire (деревянный, 1859 г.) покрывали броней всю длину ватерлиніи. Н а В. пм?лся полный корабел, рангоутъ съ площ. па русности 31 т. кв. фт. В . считался лучшимъ парусникомъ изъ вс?хъ рангоутныхъ бр-цевъ. Большая длина затрудняла управленіе и подъ парами. Арт-рія: X X X I V — 68-фн. орудій въ б-ре?, I I — 6 8 - ф н . и I V — 40-фн. на верх, па16