Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Сельскохозяйственный словарь-справочник..."

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ





МТС, гос. предприятия последовательно социалистического типа. В лице МТС выявлена и проверена на массовом опыте форма организации Советским государством крупного коллективного с. х-ва на высокой технической базе, в к-ром наиболее полно сочетается самодеятельность колхозных масс в строительстве своих коллективных хозяйств с организационной и технической помощью и руководством пролетарского гос-ва.

Средства производства МТС принадлежат гос-ву: только через МТС гос-во предоставляет колхозам тракторы, комбайны, автотранспорт, сложные молотилки и др. с.-х. машины на механической тяге. МТС организуют и руководят коллективным трудом колхозников, вооруженных гос. средствами производства в сочетании с средствами производства самих колхозов (живая тяга и простой инвентарь). МТС активно участвуют в организационно-хозяйственном укреплении колхозов, обеспечивая безусловное и первоочередное выполнение колхозами и колхозниками всех их обязательств перед гос-вом по производству и сдаче с.-х. продукции, оказывая им огромную и постоянную помощь путем агрообслуживания, составления производственно-финансовых планов, установления правильного севооборота, содействия в организации труда и распределении доходов, в подготовке колхозных кадров, постановке учета и т. д. Для обеспечения превращения МТС в центры не только преим. хозяйственно-технического (какими они были), но и политического и организационного руководства колхозами пост. пленума ЦК ВКП(б) в 933 г. организованы политотделы МТС, в к-рые направлены для работы тысячи лучших большевиков.

Партия приступила к массовой организации МТС в 1929 г. по инициативе тов. Сталина, к-рый еще на XV съезде партии подчеркнул крупнейшее значение первой Шевченковской МТС. В 1931 г. было 1 228 МТС, а в 1933 г. 2 886, В 1934 г. организуется 540 новых МТС. Тракторный парк МТС вырос с 2,4 тыс. тракторов в 1929 г. до 122,3 тыс. тракторов в 1933 г. Мощность тракторного парка поднялась с 23,9 тыс. л. с. в 1929 г. до 1 782 тыс. л. с. в 1933 г. В МТС сконцентрирован огромный парк с.-х. машин. В МТС сосредоточено:

1930

1933

Комбайны (тыс. шт.)

7

11,5

Двигатели локомоб. (тыс. шт.)

0,1

17,6

Молотилки сложные и полусложные

2,9

50,0

Электроустановки для молотьбы

168

1283

Грузовые автомобили (в тыс. шт.)

0,2

13,5

Легковые автомобили (шт.)

17

2 800

Число МТМ в МТС

104

1933

XVII партсъезд поставил задачу увеличить число МТС до 6 тыс. в 1937 г., охватив ими все колхозы. Рост числа МТС, общее увеличение тракторного парка до 8 200 тыс. л. с. и огромный рост количества сложных с.-х. машин (комбайнов, сложных молотилок) обеспечит завершение механизации с. х-ва к 1937 г. Пахота и взмет паров будут механизированы на 80 %, культивация на 70%, уборка зерновых хлебов на 60% и молотьба на 85%. Сельскохозяйственный труд превращается в разновидность труда индустриального.

Рост МТС происходил в условиях ожесточенного сопротивления со стороны кулачества и его агентуры-контрреволюционных вредителей, в непримиримой борьбе партии на два фронта за правильное большевистское определение и осуществление роли и задач МТС. Правооппортунистические извращения линии партии в определении роли МТС выражаются в недооценке механизации и роли индустриализации в социалистической реконструкции с. х-ва, в сведении роли МТС к роли прокатных пунктов, в недооценке хозяйственно-политического значения МТС и узко техническом подходе к их работе ("МТС-энергетический центр", теория "аграрно-индустриальных комбинатов" и т. д.). Левацкие извращения выражаются в игнорировании задач развития самодеятельности колхозников в строительстве коллективного х-ва под руководством МТС (теория "единого хозяйства МТС и колхозов" с единым севооборотом, совхозизации МТС, в грубой недооценке значения сочетания тракторной и живой тяги.

Управление МТС организовано сл. обр.: во главе МТС стоит директор, назначаемый и сменяемый НКЗ СССР, и начальник политотдела, назначаемый и смещаемый ЦК ВКП (б) по представлению первых секретарей крайкомов, обкомов и ЦК нацкомпартий. Директор МТС является единоначальником и отвечает за всю хозяйственно-техническую и организационную деятельность МТС. Начальник политотдела является заместителем директора МТС по политработе, осуществляет полностью руководство партийной и комсомольской организациями МТС и обслуживаемых ею колхозов. Он несет полную ответственность за партийно-политическую работу МТС, согласовывая план своей работы с директором МТС. Начальник политотдела, помогая директору МТС во всей его работе, но при этом ни в коем случае его не подменяя, несет наряду с директором ответственность за выполнение производственных и заготовительных планов МТС. Штаты МТС состоят из 38-42 единиц, в зависимости от мощности тракторного парка МТС. Правительством (пост. от 4 июня 1934 г.) утверждена следующая типовая структура МТС: а) директор МТС, б) политотдел МТС, в) старший механик (он же заведующий тракторным гаражом) и разъездные механики, г) старший агроном, агрономы по спецкультурам и семенам и агрономы, прикрепленные к определенной группе колхозов, д) заведующий нефтебазой, е) бухгалтерия.

В составе МТС имеются непосредственно подчиненные директору МТС работающие на хозрасчете автоколонны, дорожный отряд, ремонтная мастерская.

Средства МТС складываются из капитальных вложений и оборотных средств по установленным нормативам. Работа МТС ведется по производственному плану и плановой калькуляции, утвержденной край- или облзу. После ликвидации Трактороцентра и облкрайтракторов руководство работой МТС осуществляют НКЗ СССР через свои главные управления и край-облзу.

Производственно-хозяйственные взаимоотношения МТС с колхозами определяются договором (см. "Договор МТС с колхозами").



Еще в энциклопедиях