
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
198 ДОКЛАД О МИРОВОМ РАЗВИТИИ 2006 ционального характера. Подробные исследования по Замбии, Камбодже, Мадагаскару и Эфиопии и Замбии показали, что возможное воздействие ре форм в торговле, которые могут быть предусмотре ны в документах Доха раунда, будет для этих стран незначительным. Некоторые страны в краткосроч ной перспективе даже проиграют: например, Банг ладеш и Мозамбик столкнутся со снижением дохо дов в результате отмены действующих привилегий и повышением цен на основные импортируемые продовольственные товары. Аналогичным образом, Бургиньон, Левен и Розенблатт (Bourgгignon, Levin, and Rosenblatt 2004b) установили, что страны, вхо дящие в две нижние децили международного рас пределения доходов, больше выиграют от удвоения объема помощи в сравнении с нынешним уровнем, чем от полной реформы торговли. Внутри отдель ных стран предполагаемое воздействие либерали зации торговли также значительно различается (глава 9). Конкретные меры по либерализации также мо гут оказать разное воздействие. Андерсон и Мартин (Anderson and Martin 2004) установили, что отмена сельскохозяйственных субсидий ОЭСР затронет наименее развитые страны, в частности страны Ближнего Востока и Северной Африки, импортиру ющие продовольствие, и те государства, которые в настоящее время пользуются особыми привиле гиями, такие, как Филиппины, ввиду последующего роста цен16. Но страны, производящие продоволь ствие, и их фермеры от этого выиграют. В то же время имеются данные о том, что рост цен на сель скохозяйственную продукцию в мировом масштабе явился одним из факторов того, что доходы сель ских жителей Китая в 2004 г. росли быстрее, чем у горожан. Осуществление Соглашения по изделиям из раз личных видов волокон , в силу которого установле ны квоты на экспорт текстильной продукции из раз вивающихся стран, также привело к неоднозначным результатам. Экспорт текстильной продукции из Ки тая значительно возрос на рынках, не защищенных тарифами; например, его доля на австралийском и японском рынках, где квоты не действуют, состав ляет 70%. Его доля в импорте детской одежды в США, где квоты были отменены в 2002 г., выросла за два го да с 11% до 55%. Сообщается, что экспорт Камбоджи и Непала значительно снизился. Воздействие этих изменений на глобальное неравенство доходов не ясно; оно зависит от соотношения позиций между работниками швейной промышленности и теми, кто выигрывает от косвенных эффектов в глобальном В С ТА В К А 1 0 . 3 O e i i e i a u a n o a n e a e e i a ? i i i u e i ? i ? i u По оценкам Международного консультатив ного комитета по хлопку, в 2001/02 г. пря мая помощь производству в восьми стра нах, выделяющих субсидии (в США, Китае, Европейском союзе и, в меньшей степени, Турции, Египте, Мексике, Бразилии и Кот д’Ивуаре, в порядке убывания сумм) составляла около 5,8 млрд долл. Прямая помощь производителям хлопка в США составила 3,3 млрд долл., в Китае эта сум ма равнялась 1,2 млрд долл. (хотя неко торые оспаривают данную оценку), а в Ев ропейском союзе (Греция и Испания) — 979 млн долл. (International Cotton Advisory Committee 2003). Основная цель субсидий в США и Европе — сделать выращиваемый там хлопок конкурентоспособным и сбить мировые цены на него. Считается, что без субсидий цены на хлопок были в этот пери од на 71% выше. Субсидии приносят выгоды крупным бо гатым фермерам в США и относительно благополучным хозяйствам в Европе и на носят ущерб мелким и бедным фермерам в Африке. Хлопок является критически важ ным товаром для многих бедных стран Аф рики и Центральной Азии, составляя до 40% их экспорта и от 5 до 10% ВВП. Большин ство производителей имеет небольшие участки земли, поэтому ситуация на хлопко вом рынке оказывает значительное влияние на бедность. В Бенине обнаружено, что сни жение получаемой производителями цены хлопка на 40%, эквивалентное падению це ны с декабря 2000 по май 2002 г., привело к снижению дохода на душу населения в сельской местности на 8% в краткосроч ном и на 6—7% в долгосрочном плане, а распространенность бедности среди хлоп коробов возросла в краткосрочном плане с 37 до 59% (Minot and Daniels 2002). По оценкам, ликвидация субсидий на хлопок приведет к росту цен на него на 8— 12%. Такой рост не заденет интересов по требителей: цена хлопка сырца является лишь незначительным компонентом цены текстильных изделий и одежды. Полная ли квидация субсидий и рост цен в результате нее могли бы помочь африканским странам, хотя распределение выгод внутри отдель ных стран будет зависеть от характера про водимых в них реформ. Недавнее исследо вание влияния отмены субсидий на три про винции Замбии, где выращивается хлопок, показало, что прямое воздействие роста цен на него было бы невелико, в виде роста средних доходов примерно на 1%. Возмож ность увеличения доходов подтолкнула бы фермеров к переходу от выращивания про довольственных культур к хлопководству, что, в свою очередь, потребует соответству ющих внутренних реформ в области креди тования и вызовет значительный рост спро са на экспортируемый хлопок (Balat and Porto forthcoming). Выгоды для африканских стран увели чатся, если они смогут расширить произ водство и экспорт текстильной продукции. Американский закон о росте и возможнос тях для Африки предусматривает разреше ние этого вопроса, но на довольно ограни чительных условиях: из 14 африканских стран одежда ввозится в США без пошлин и квот, но только если она пошита с исполь зованием американской ткани, пряжи и ниток. Поэтому, чтобы извлечь выгоды из этого закона, страны должны ввести эффек тивную систему виз для факторов производ ства, чтобы обеспечить соблюдение правил происхождения (Baffes 2004), что представ ляется крайне сложным. Внутри ВТО бедные хлопководческие страны Западной Африки пошли на необыч ный шаг, опубликовав совместное заявле ние с призывом к полной отмене субсидий и отдельному рассмотрению связанных с хлопком вопросов. Но заключенное в ию ле 2004 г. Рамочное соглашение о пробле мах развития в программе Доха раунда не предусматривает отдельного рассмотрения связанных с хлопком проблем, а лишь отме чает, что хлопку будет уделено «адекватное первостепенное внимание» в переговорах по вопросам сельского хозяйства. Отмена субсидий политически маловероятна. При нынешней обстановке вторым на илучшим выбором было бы оказание тща тельно спланированной несвязанной под держки, при которой субсидии не зависят от масштабов производства и поэтому не побуждают к перепроизводству, а тем самым к демпингу, как это происходит при сегодняшних схемах. Нынешние механизмы требуют реформ, потому что они до сих пор зависят от площади посевов, а потому со здают стимулы к перепроизводству. Сокра щение перепроизводства будет способство вать некоторому подъему цен.