
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Преодоление поведенческой и институциональной инерции 337 В С ТА В К А 8.10 продолжение утверждают планы и самостоятельно ставят цели по сокращению выбросов. Эти действия в сумме приводят к значительным сокращениям выбросов, и некоторые считают, что усилия, предпринимаемые в этом направлении, привели к здоровой конкуренции штатовf. Если несколько штатов, имеющих четкие цели по сокращению выбросов, к 2020 году достигнут заявленных результатов, то общее количество выбросов в США к 2020 году стабилизируется на уровне 2010 годаg. Источник: Действия, предпринимаемые в конкретных штатах, приводятся по данным Центра Пью по глобальному изменению климата (www.pewclimate.org). a. Osborne 1988. b. Oats and Portney 2003. c. Lutsey and Sperling 2008. d. Kunce and Shogren 2005. e. Rabe 2002. f. Rabe 2006. g. Lutsey and Sperling 2008. всеобъемлющей государственной климатической политики, местные органы управления взяли инициативу на себяe. Во многих регионах ведется мониторинг парниковых газов и установлены цели по сокращению выбросов. Десятки штатов разработали и внедрили собственные планы смягчения последствий и адаптации или приняли программы по возобновляемым источникам энергии и цели по сокращению выбросов. Города и муниципалитеты инициируют комплексную проверку актуальных аспектов изменения климата, а также представляют инициативы, основанные на сравнительном анализе и включающие в себя элементы соревнования между регионами с награждением победителей. Хорошим примером такого подхода может служить индекс региональной компетенции, принятый во Вьетнаме. Меры по обеспечению включают государственные соглашения, согласно которым финансирование производится не только исходя из количества жителей региона и его географической протяженности, но и с учетом достижения местными властями поставленных целей. Меры по осуществлению властных функций включают государственные законы, согласно которым региональные власти должны разрабатывать стратегические планы в соответствующих отраслях, или схемы регулирования, позволяющие представителям местных органов власти отчитываться перед правительством страны, как это происходит в сфере землепользования. К числу факторов, влияющих на разработку любой государственной политики и ее результативность, относятся такие, как мощь, плотность и степень развитости гражданского общества; бюрократическая культура и бюджетное право; а также факторы, определяющие выражение и организацию политических интересов60. Энергоносители природного происхождения не только определяют мощь экономики развитых и развивающихся стран, но и являются источником специфических интересов, определяющих их политику. Во многих развивающихся странах углерод не только не имеет определенной цены, но является предметом субсидий (см. главу 4). В конце 2007 года примерно одна пятая часть всех стран мира предоставляла субсидии на бензин, и почти треть стран – на дизельное топливо. Более двух третей стран с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего предоставляли субсидии на керосин61. Очевидно, что страны, обладающие большими энергетическими отраслями, основанными на использовании ископаемых Политическое мышление в контексте климатической политики видов топлива, или высокоэнергоемкие экономики сталкиваются с большим сопротивлением при попытках изменений62. В результате повсюду в мире источники и причины выбросов углерода часто связаны с политической легитимностью правительств. Каждая политическая система имеет свои преимущества и недостатки при решении проблемы изменения климата. Возьмем демократию. Существуют наглядные доказательства, что демократии превосходят автократии в области политики по защите окружающей среды63. Политические свободы способствуют улучшению экологических показателей, особенно в бедных странах64. Большие гражданские свободы связаны с лучшим качеством воздуха и воды, в частности, с сокращением диоксида серы и микрочастиц в воздухе и меньшим количеством кишечной палочки и растворенного кислорода в воде65. Демократические страны с большей вероятностью присоединяются к международным договорам и соглашениям по охране окружающей среды, быстрее их ратифицируют и имеют опыт решения глобальных проблем – таких, как разрушение озонового слоя66. тем не менее демократии легче достигают промежуточных результатов (таких, как подписание международных соглашений), чем окончательных (действительного уменьшения выбросов), как это показывает практика Киотского протокола67. Как и в вопросах, касающихся отдельных потребителей или избирателей, демократии с гораздо большим рвением берут на себя обязательства по решению проблем, чем действительно решают их, – это относится и к разрыву в сознании потребителей, трансформирующемся в разрыв между словами и делами в поведении правительств (рис. 8.7)68. Причин этому несколько. Несмотря на взрастающую общественную озабоченность изменением климата, политики продолжают запугивать электорат, предполагая, что избиратели, вероятно, склонны меньше поддерживать действия в контексте изменения климата, если их результаты прямо влияют на их личные затраты (налоги на углерод и энергию, повышение цен, потеря работы)69. Это может объяснить,