
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Преодоление поведенческой и институциональной инерции 335 ской политики и достигнутых результатах. законодательное оформление намеченных целей может быть действенным инструментом, способствующим повышению подотчетности правительства и гарантирующим, что запланированные действия будут продолжаться и после того, как закончится период деятельности текущего правительства. Консультационный орган со статусом независимого эксперта может в этом случае давать рекомендации правительству и отчитываться перед парламентом. Усиление подотчетности правительства Соединенного Королевства в сферах, касающихся изменения климата В С ТА В К А 8 . 9 Проведя реструктуризацию институционального аппарата, решающего климатические проблемы, Соединенное Королевство также приняло меры, повысившие ответственность правительства за результаты, полученные в этой сфере. Среди этих мер следует отметить следующие: • Принят законопроект, устанавливающий законные основания для определения официальных целевых показателей Соединенного Королевства по выбросам СО2 в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах, посредством утверждения пятилетних углеродных бюджетов, определяющих допустимые нормы ежегодных выбросов. Три бюджета, охватывающие промежуток времени в 15 лет, демонстрируют среднесрочную перспективу и эволюцию выбросов в течение всего этого времени, что актуально для всех отраслей экономики. • Создано ведущее ведомство, отвечающее за реакцию на изменение климата – Департамент по энергетике и изменению климата. • Соглашением о государственном секторе № 27 оформлены подотчетность Министерства энергетики и изменения климата, казначейству в аспектах различных стратегических целей и определение показателей, позволяющих измерять качество их воплощения. Эти показатели включают специальные меры, направленные на сокращение выбросов, повышение рациональности водозабора, сокращение углеродоемкости британской экономики. • Создан Комитет по изменению климата – независимый экспертный орган, имеющий полномочия рекомендовать правительству оптимальные методы достижения целей. Этот комитет ежегодно отчитывается перед парламентом, после чего правительство дает официальный ответ. Каждые пять лет комитет будет осуществлять тщательную оценку прогресса страны в целом с точки зрения достижения долгосрочных целей. Источник: Авторский коллектив ДМР. Усиление действий местных органов власти Местные и региональные органы власти могут располагать большими политическими и административными возможностями в силу того, что находятся ближе к источникам выбросов и последствиям изменения климата. Отвечая за внедрение и донесение до населения стратегий, принятых на государственном уровне, эти органы осуществляют политические и регулирующие функции, а также функции планирования в отраслях, играющих ключевую роль для смягчения воздействия на климат (транспорт, строительство, коммунальные услуги, информационное обеспечение на местном уровне) и для адаптации (социальная защита, сокращение риска стихийных бедствий, управление природными ресурсами). Находясь ближе к гражданам, органы местного управления могут способствовать повышению осведомленности населения и привлекать к решению проблем негосударственные структуры. Положение «между населением и правительством» позволяет этим органам в полной мере продемонстрировать подотчетность правительства перед населением в контексте адекватности принимаемых мер58. Возможно, по этим причинам местные органы власти часто опережают правительство страны, более своевременно принимая меры, диктуемые изменением климата. Как показано в главе 2, региональный и местный уровни часто больше подходит для разработки и внедрения адаптационных мер в сельском хозяйстве, инфраструктурном планировании, обучении и регулировании водного режима. точно так же местные власти могут занимать лидирующее положение и в вопросах смягчения воздействия на климат. Штаты, расположенные на обоих побережьях США, разработали собственные стратегии и цели, после чего создали совместный пилотный региональный рынок углерода (вставка 8.10). По всему миру города имеют собственные стратегии и планы действий в связи с изменением климата, учитывающие цели, заявленные в Киотском протоколе, чтобы компенсировать бездействие правительств и стать активными членами национальных и международных объединений городов, таких, как сеть C40 – международная сеть наиболее крупных городов мира, объединившихся, чтобы справиться с изменением климата. значимость местных властей требует их включенности в климатическую политику. Децентрализация такой политики имеет свои «за» и «против», и ее оптимальный масштаб и уровень зависят от конкретной ситуации59. Местные власти страдают от тех же ограничений, что и правительства стран, причем иногда даже в большей степени. Компетенция климатической политики на местном уровне обычно реализуется на уровне экологического ведомства, что связано с интеграционными и координационными проблемами. региональные власти обычно сталкиваются с недостатком ресурсов или навыков, а также имеют меньшие налогово-бюджетные полномочия, что не дает возможности использовать экологические налоги. Несмотря на близость к населению, местные органы власти часто не имеют возможностей, которыми обладает центральное правительство, из-за более коротких сроков между очередными выборов, слабого избирательного мандата и низкого местного потенциала. Все это еще больше затрудняет осуществление климатической политики на местном уровне. Чтобы усилить вертикаль сотрудничества, центральным правительствам следует принять меры по делегированию полномочий, обеспечению ресурсами на всех уровнях и осуществлению властных функций. Меры по делегированию полномочий должны включать передачу информации и оптимальных методов работы. Интерес