
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Преодоление поведенческой и институциональной инерции 333 ются зоной ответственности министерства по охране окружающей среды. Но стратегии в области климата относятся к другим сферам, пересекая границы собственно защиты окружающей среды и распространяясь на торговлю, энергетику, транспорт и налоговую политику. Обычно ведомства, отвечающие за защиту окружающей среды, менее влиятельны, чем казначейство или министерство торговли либо министерство экономического развития. Как правило, у них меньше ресурсов, а министерства возглавляют менее опытные политики. Несмотря на то, что не существует единого рецепта установления круга компетенции ведомств, отвечающих за климат, консолидация ответственности является ключевым моментом (вставка 8.7). Бюрократическая консолидация, основанная на независимости бюджета, квалифицированных специалистах и полномочиях предлагать законы и вводить их в действие, концентрирует полномочия и позволяет избегать такого распыления ответственности, которое может привести к недееспособности. Создание агентства министерского уровня, управляемого одним из главных министров кабинета, или включение климатической стратегии в повестку дня уже существующих ключевых министерств обозначает тенденцию к бюрократической консолидации. Содействие интеграции и межведомственной координации. Консолидация на бюрократическом уровне является важным, но не достаточным фактором, а простое создание отдельного ведомства может, наоборот, оказать негативное воздействие. Последовательность политики, проводимой на всех административных уровнях, требует интегрированного планирования климатических вопросов в правительстве. Проблема состоит в типичном для правительства разделении работы и тенденции рассматривать многомерные проблемы в различных организационных подразделениях. Интеграционные подходы включают создание в каждом министерстве или ведомстве подразделений, занимающихся проблемами климата. Эти подходы должны предусматривать разработку на государственном и местном уровнях отраслевых планов адаптации и смягчения негативных последствий. Помимо пересмотра своих полномочий, соответствующие государственные ведомства, отвечающие за здравоохранение, энергоснабжение, лесное хозяйство, планирование землепользования и управление природными ресурсами, смогут координировать свою работу под руководством организации, отвечающей за решение климатических проблем. такая координация с высокой вероятностью потребует пересмотра роли гидрометеорологических служб (см. главу 7). Путь Китая и Индии к институциональным реформам в интересах климатических действий В С ТА В К А 8 . 7 На примере Китая видно, как ответственность за климатические стратегии перемещается с периферии интересов правительства в центр его внимания. Первоначально в 1990 году правительство этой страны установило специальные институты, направленные на адаптацию к изменению климата. Признавая значимость вопроса и его комплексный характер, правительство в 1998 году создало Национальный координационный комитет по изменению климата. В 2007 году этот комитет был трансформирован в Национальную ведущую группу по проблеме изменения климата под руководством премьер-министра Китая. Эта группа координирует стратегию и политику в этой области, а также меры, осуществляемые 28 ее членами в составе различных ведомств. В результате реформирования правительства в 2008 году главное управление этой группы вошло в состав Национальной комиссии по развитию и реформам, осуществляющей основную работу в области изменения климата и поддерживаемой комитетом экспертов, предоставляющим научную информацию для оптимального принятия решений. В качестве примера еще одной развивающейся страны можно упомянуть Индию, где Совет по изменению климата возглавляет премьер-министр. Этот орган разработал Национальный план действий по изменению климата и отвечает за мониторинг его исполнения. План охватывает восемь Национальных миссий, координирующих действия отраслевых министерства. В число восьми входят следующие миссии: Солнечной энергетики, Повышения энергоэффективности, Устойчивых поселений, Охраны воды, Сохранения экосистемы Гималаев, создания «Зеленой Индии», Устойчивое сельское хозяйство и разработки Стратегической платформы знаний о изменении климата. Задачей Национального плана действий является постепенный переход от ископаемого топлива к неископаемым видам топлива и возобновляемым источникам энергии. Аналогичные меры, связанные с институциональными реформами, были приняты во многих других странах, как развитых, так и развивающихся. Источник: Авторский коллектив ДМР. Новые координационные структуры – комитет при кабинете министров, отвечающий за решение климатических проблем, связывающий проблемы климата с уже признанными важными сферами интересов государства, такими, как энергетика, или же межправительственный координационный комитет, возглавляемый основным министерством, – получат возможность объединить усилия всех правительственных чиновников, работающих над климатическими проблемами. также координация климатической политики может быть прерогативой премьер-министра, например, можно создать подразделение с консультативными функциями прямо в управлении премьерминистра. Особое внимание должно уделяться развитию отраслевых стратегий и политических программ, как в аспекте интеграции, так и координации. Как показано в главе 4, во многих странах энергетическая политика придает особое значение реформам рынка и ценообразованию, привнося в отрасль элемент конкуренции и развивая регулирующие институты, деятельность которых направлена на снижение цен и повышение надежности энергетических поставок57. До очень недавних пор смягчение негативных последствий даже косвенно не входило в сферу интересов энергетики. Однако по мере повышения актуальности климатических вопросов на по-