
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
332 Д О К Л А Д О М И р О В О М рА з В И т И И 2 0 1 0 Все это не говорит о том, что масштабы деятельности государства нуждаются в расширении – полномочия правительств не всегда гарантируют лучшее распределение общественных благ51. Напротив, необходимо признать, что, как отмечается в главе 2, дополнительные проблемы, связанные с изменением климата, повысят стоимость ошибок правительств. решение этих проблем потребует расширения целей и планов правительств, а также типов, масштаба и качества правительственного вмешательства. Если правительства хотят успешно противостоять климатическим проблемам, им необходимо пересмотреть свои методы. По мере того, как внимание смещается от определения причин и последствий изменения климата к разработке ответных мер, структура правительств должна будет меняться52. В большинстве стран не существует единого ведомства, которое в полной мере контролировало бы политику, связанную с изменением климата; соответствующие обязанности и полномочия распределяются по нескольким министерствам. Кроме того, несколько правительств располагают ведомством, отвечающим за углеродные бюджеты. К тому же временные рамки последствий изменения климата и требуемых ответных мер значительно превышают сроки полномочий любых выборных органов, а бюрократические структуры обучаются не быстро53. В связи с тем, что изменение климата является новым политическими Рисунок 8.6 Эффективное управление идет рука об руку с хорошими экологическими показателями Движение в сторону климатически разумному государственному управлению приоритетом, а также вследствие срочности необходимых действий, политики должны готовиться к масштабу ущерба и извлекать из случившегося уроки. Литература определяет эти проблемы как основные причины неудачных действий организаций54. Эффективность правительства будет крайне важна для определения возможностей адаптационного финансирования. Как отмечается в главе 6, сегодня большинство адаптационных мер осуществляется посредством автономных и не связанных между собой проектов. Фрагментарное финансирование этой сферы затрудняет увеличение масштаба планирования и развития, не способствует объединению усилий в этих областях, повышает операционные расходы как для спонсирующей, так и для принимающей стороны и переключает внимание и время политиков и государственных чиновников с внутренних приоритетов страны на деятельность, связанную с помощью другим государствам. Десятки миллиардов долларов, необходимые для адаптации, могут оказывать дополнительное давление на ограниченный потенциал освоения развивающихся стран. Многие из развивающихся стран, особенно нуждающихся в поддержке в сфере адаптации, имеют крайне низкий потенциал освоения ресурсов и управления ими. В случаях, когда способность принимающей стороны к управлению ресурсами является ограниченной, финансирующая сторона нуждается в более строгом контроле фондов и методов проектной работы, оказывая дальнейшее давление на системы принимающей страны. Это приводит к порочному кругу, в котором связаны между собой низкий потенциал, дефицит бюджета и фрагментарный характер мероприятий55. Экологические показатели 100 90 80 70 60 50 40 30 0 Низкая 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 Высокая Эффективность управления Источники: Kaufman, Kraay, and Mastruzzi 2007; Esty and others 2008. Примечание. Экологические показатели измеряются с помощью соответствующего индекса (http://epi.yale. edu/). Эффективность управления измеряется по шкале от 0 до 1 и рассчитывается с помощью логарифмического преобразования индикатора эффективности управления из базы данных Всемирных показателей государственного управления по 212 странам за 1996–2007 годы. Этот показатель учитывает точки зрения большого количества предприятий, граждан и экспертов, ответивших на опросы в странах с высоким уровнем дохода и развивающихся странах. Когда политики проявляют к проблеме активный интерес, акцентируя внимание на позиции официальных лиц, общественном мнении и внешних заинтересованных лицах, страна делает значительные успехи. И наоборот, если политики не действуют, страна, разумеется, также запаздывает с действиями. решения принимаются обычными людьми, и ошибки, допускаемые ими при принятии решений, также влияют на работу различных организаций, включая правительства56. Однако лидерство здесь не является вопросом индивидуального влияния – оно носит также институциональный характер и связано с тем, как выстроены отношения ответственности, координации и подотчетности при реализации стратегий, связанных с изменением климата (рис. 8.6). Установление ответственности за климатическую политику. В большинстве стран проблемы изменения климата явля- Повышение потенциала центрального правительства