
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
322 Д О К Л А Д О М И р О В О М рА з В И т И И 2 0 1 0 мирование индивидуальных стимулов, однако все это не является невозможным. Многие из этих изменений осуществимы без прорывов в области технологий или без дополнительного финансирования. Более важно то, что многие из этих мер осуществимы в рамках национальной или даже местной политики – например, для утверждения свободы прессы или для придания веса мнению гражданского общества не нужно добиваться заключения глобального договора о климате4. Настоящая глава рассматривает поведенческие, организационные и политические детерминанты институциональной инерции по отношению к климатически разумному развитию. здесь показано, как эти силы влияют на внедрение новых стратегий и препятствуют их реализации как в развитых, так и в развивающихся странах. И, наконец, в этой главе утверждается, что для преодоления инерции требуется пересмотреть масштабы и качество действий правительства. Мы начинаем с индивидуального сознания. Для реализации разумной климатической политики необходимо понимание движущих факторов поведения людей. Во-первых, множество действий отдельных потребителей напрямую связано с климатическими изменениями. Будучи потребителями, люди обладают значительным потенциалом по смягчению воздействия на климат. Большая доля выбросов в развитых странах напрямую связана с решениями конкретных людей – в отношении путешествий, отопления, потребляемых продуктов. На долю домохозяйств США приходится около 33 процентов выбросов диоксида углерода (CO2) в масштабах страны – то есть больше, чем на Рисунок 8.1 Прямые действия потребителей являются причиной трети выбросов CO2 в США Жилищные (природный газ, электричество, СУГ и нефтяное топливо) 21% Использовать изменения в индивидуальном поведении долю всей промышленности США или любой другой страны, за исключением Китая (рис. 8.1 и 8.2)5. Если в полной мере применить уже существующие меры по повышению эффективности по сокращению выбросов домохозяйствами и автотранспортными средствами, то можно обеспечить экономию энергии почти на 30 процентов, что составляет почти 10 процентов общего потребления энергии в США6. Во-вторых, отдельные люди являются движущей силой важных процессов, связанных с изменениями в организациях и политических системах. В демократических странах действия правительств в значительной степени являются результатом давления со стороны граждан и избирателей. В-третьих, разрабатывая и проводя политику, лица, принимающие решения, размышляют точно таким же образом, что и остальные граждане. Дебаты об изменении индивидуального поведения сосредоточены на рыночных механизмах. Совершенствование ценообразования в энергетике и стоимостной оценки уменьшающихся ресурсов могут увести людей от углеродоемкого потребления и поощрить их к сохранению среды обитания, которой угрожает опасность, а также побудить к лучшему управлению экосистемами. Однако движущие силы потребления (как отдельных лиц, так и групп людей) связаны не только с ценами. Многие рентабельные энергоэффективные технологии уже давно доступны. Инвестиции, о которых не приходится «жалеть», такие как инвестиции в улучшение теплоизоляции зданий, направленные на ликвидацию протечек воды, или ограничение строительства на территориях, находящихся под угрозой затопления, приносят значительно больше выгод, чем адаптация или смягчение воздействия на климат. так почему же эти меры не принимаются? Потому что озабоченность населения не превращается в понимание, а понимание не ведет к действиям. Промышленные 27% Торговые 18% Транспорт (пассажирский автотранспорт и морской транспорт) 12% Транспорт (легкие и тяжелые грузовые автомобили, автобусы, железные дороги, топливо для реактивных двигателей и другие источники) 22% Прямые действия Непрямые действия Источники: EIA 2009; EPA 2009. Примечание. СУГ – сжиженные углеводородные газы На протяжении прошедшего десятилетия информированность населения об изменении климата возросла, однако она не трансформировалась в широко распространенные активные индивидуальные действия7. Напротив, по всему миру возросла интенсивность пассажирских полетов, люди больше пользуются личным автотранспортом, чаще отдыхают за границей и шире используют бытовую технику8. Чем же можно объяснить отсутствие связи между пониманием и действиями? Озабоченность изменением климата не означает автоматического понимания их движущих сил и динамики, а также способов реагирования на них. Данные опросов показывают, что население признает, что Озабоченность не означает понимания