
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Ускорение инноваций и распространение технологии 295 С ? оздание?инновационного?продукта?–?неупорядоченный?процесс,?который? можно?поддерживать?лишь?благодаря?применению?мер?политики,?охватывающих? многие?стороны?сложной?системы В С ТА В К А 7.2 В большинстве стран государственную политику направляет устаревший, одномерный взгляд на инновацию, который воспринимает ее как нечто, происходящее в четыре последовательные стадии: • НИР, которые отыскивают решения конкретной технической проблемы и применяют их в новых технологиях. • Опытно-конструкторская разработка нововведения с целью дальнейшей обкатки технологии, а также для широкомасштабного представления ее возможностей и применения в условиях реальной жизни. • Внедрение инновационного продукта после того, как преодолены основные технические барьеры и стал очевиден коммерческий потенциал данного продукта. • Распространение, когда технология становится конкурентоспособной на рынке. Однако опыт показывает, что инновационный процесс на самом деле намного сложнее. Большинство инноваций терпит неудачу на той или иной стадии развития. Отзывы производителей на стадии внедрения или отзывы розничной торговли и потребителей на стадии распространения могут вернуть продукт на более ранние стадии. При этом может произойти полная модификация инновации, порождая новые, неожиданные идеи и продукты, а иногда и вызывая непредвиденные расходы. Бывает, что прорывная инновация возникает не как результат НИР, а как новая бизнес-модель, которая объединяет уже существующие технологические решения. При этом кривые знаний, благодаря которым снижаются затраты на единицу продукции в результате кумулятивного производства или кумулятивных НИОКРиВ, остаются до конца непознанными. Почему все это имеет отношение к политике? Одномерный взгляд на явление создает обманчивое впечатление, что инновационным процессом можно управлять, просто увеличивая затраты на исследования («подталкивание технологией») и создавая рыночный спрос («подталкивание рынком»). И то и другое направления в политике чрезвычайно важны, но они оба пренебрегают вкладом многочисленных взаимодействий между инновационными игроками, которые включены в различные стадии этого процесса: компании, потребители, властные структуры всех уровней, университеты и др. Партнерство, обучение при продаже или покупке технологии и обучение посредством копирования играют здесь решающее значение. Столь же важны те силы, которые приводят в действие механизм распространения инновационного продукта. Ключевыми факторами для нововведения являются также его сочетаемость с существующими техническими возможностями, воспринимаемая выгода от него и расходы на обучение использованию нового продукта. Эффективная стратегия должна рассматривать инновацию как часть системы и отыскивать пути для стимулирования всех граней инновационного процесса, особенно там, где есть рыночные разрывы. Источник: Tidd 2006; World Bank 2008a. Количество проектов находится на разных стадиях, а также по тому, что темпы их внедрения в глобальном масштабе значительно варьируют, понадо бится использовать все существующие под ходы к международному сотрудничеству. Бо лее того, климатически разумные технологии не могут быть подготовлены разрозненными усилиями. Инновацию следует рассматри вать в качестве совокупности многочислен ных и разнородных, но взаимодействующих между собой, субъектов и технологий, зави симых друг от друга сигнальных каналов и процессов обучения, а не в качестве конеч ного продукта НИр (вставка 7.2)28. Субси дии, выделяемые на исследования, опытно конструкторские разработки и внедрение новинок, необходимо сочетать с рыночными стимулами, которые предоставляются ком паниям для того, чтобы они занимались ин новационной деятельностью и продвигали разрабатываемую технологию по всей инно вационной цепи (рис. 7.5)29. А сама иннова ционная деятельность должна опираться на поток знаний во многих секторах и на тех нологии широкого применения – таких как информационные и коммуникационные тех нологии, а также биотехнологии. новаций. Такие меры как установление цен на углерод, стандартов по возобновляемым источникам энергии, которые регламенти руют долю энергии, поступающую от воз обновляемых источников; и создание усло вий использования, таких как стандарты по экономии автомобильного топлива (см. гла ву 4), – рентабельны и могут способствовать Рисунок 7.5 Политика влияет на все звенья инновационной цепи Формируя окружающую среду: макроэкономическая стабильность, образование, защита интеллектуальной собственности, интеграция торговли, регулирование … Правительства Рынки Финансирование, технологии, идеи Исследование и разработка Демонстрация возможностей Внедрение в практику Распространение Согласование?мер?по регулированию? между?странами?формирует? становой?хребет?любого?соглашения? по?благоприятствующим?климату? технологиям Согласованное стимулирование на обшир ном географическом пространстве способно создавать большие инвестиционные пулы и рынки для климатически разумных ин Обратная связь Источник: По материалам IEA, 2008a.