
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Снижение степени уязвимости человечества путем оказания помощи людям в решении актуальных проблем 107 Строить управление рисками на основе местных и традиционных знаний важно по двум причинам105. Во-первых, многие общины (в особенности это касается коренных народов, ведущих традиционный образ жизни) уже имеют знания и стратегии реакции на риски, связанные с климатом и обусловленные особенностями, присущими именно их региону. Попытки соединить развитие и адаптацию к климатическим рискам для уязвимых общин вполне могут увенчаться успехом при учете способов, с помощью которых данная община всегда реагировала на проблемы, связанные с окружающей средой (как, например, в Африке, где многие общины адаптированы к длительным периодам засухи)106. Но эти традиционные стратегии адаптации и минимизации негативных воздействий могут помочь подготовиться только к привычным, воспринимаемым рискам, а не к неопределенным и непредсказуемым рискам, появившимся в результате изменения климата107. Таким образом, традиционные общины могут быть хорошо адаптированными к климату, присущему их региону, но менее способными к адаптации к переменам климата108. Во-вторых, локальная природа адаптации к изменениям климата означает, что радикальные политические меры, предполагающие универсальный подход, не отвечают потребностям конкретного городского или сельского региона109. Необходимость «по кирпичикам» выстраивать сопротивляемость отдельных сообществ – т. е. способность обеспечивать жизненно важные функции, саомоорганизовываться и понимать, когда необходимы перемены – очевидна во всем мире110. В прибрежных районах Вьетнама штормовые волны и повышение уровня моря уже подвергли значительному испытанию механизмы минимизации негативных последствий. После сокращения многих государственных функций в конце 1990-х годов функции государственного планирования и формирования государственной инфраструктуры были замещены механизмами коллективного принятия решений на местах и местными же системами кредита/ обмена, акцентирующими на создание социального капитала и обучение. (Однако в последние годы правительство этой страны пришло к выводу, что его роль заключается в том числе в поддержке сопротивляемости на местах и развитии соответствующей инфраструктуры и теперь предлагает широкий план действий по управлению рисками, связанными со стихийными бедствиями)111. В западных районах Арктики инуиты, столкнувшись с уменьшением ледяного Помочь?местным?общинам? повысить?сопротивляемость покрова моря и изменениями в живой природе, изменили время, затрачиваемое на добывание средст существования, и стали охотиться на большее количество видов животных. Инуиты повысили сопротивляемость своих общин, делясь запасами продовольствия, активнее используя меновую торговлю и развивая новые местные институты112. Аналогичным образом адаптируются к изменению климата и другие общины коренных народов в развивающихся странах – например, с помощью сбора дождевой воды, диверсификации выращиваемых культур и источников дохода и изменений в сезонных миграциях – что позволяет смягчать негативные влияния и получать выгоды от новых возможностей113. В целом местные общины обладают более полными знаниями о времени, месте и содержании в местных климатических опасностей, а также в том, как эти опасности влияют на их активы и производительную деятельность. Общины также имеют больше возможностей управлять местными социальными и экологическими связями, на которые влияет изменение климата. Кроме того, при реализации проектов, связанных с развитием, или экологических проектов, местные сообщества обычно несут меньшие затраты, чем любая другая структура, осуществляющая подобное воздействие извне (рис. 2.4). Недавнее исследование, охватившее более 11 тыс. рыболовецких промыслов, показало, что вероятность истощения ресурсов может быть значительно сокращена, если отойти от общих лимитов добычи и ввести индивидуальные передаваемые квоты на ловлю рыбы, регулируемые местными властями114. Ключом к успеху в данном случае является активное участие местных общин и основных заинтересованных групп в управлении рыболовецкими промыслами115. Помимо выгод, связанных с повышением сопротивляемости, децентрализация управления ресурсами приносит также синергетические выгоды, связанные с адаптацией и смягчением воздействия на климат. Например, управление лесными благами в тропических регионах одновременно приносит материальные выгоды домохозяйствам (адаптация) и выгоды, связанные с хранением углерода (смягчение) в тех случаях, когда местные общины являются собственниками лесов, имеют большую автономию в принятии решений и возможность управлять обширными участками леса116. Во многих развивающихся странах децентрализованное лесопользование, основанное на принципах объединения ресурсов в совместное владение, дает местному населению возможность управлять лесными массивами, использовать свои спец-