
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
248 Д О К л А Д О М И Р О В О М РА З В И Т И И 2 0 1 1 имевшего место или растущего насилия и увеличивавшейся нестабильности, заключалась в построении «достаточно широких» коалиций. Усилия по созданию коалиций могут увенчаться успехом, когда они направлены на преодоление слабых мест, наличие которых увеличивает риск повторения циклов насилия – дефицит безопасности, правосудия и рабочих мест. Циклы построения доверия и институциональных преобразований со временем повторяются. Чтобы оживить и поддерживать этот «добродетельный цикл» перед лицом серьезных испытаний, порождаемых повторяющимся насилием и слабым институциональным потенциалом, возникают четыре основных принципа. • Инклюзия важна для восстановления доверия, но нельзя создавать коалиции по принципу «все включено». «Достаточно широкие» коалиции работают в двух направлениях. На общенациональном уровне они создают атмосферу поддержки перемен и привлекают к совместной работе соответствующих международных участников, чья помощь им необходима. На местном уровне они работают с лидерами общин и различных структур в целях определения приоритетов и осуществления программ. «Достаточно широкие» коалиции используются для того, чтобы остановить как криминальное, так и политическое насилие, обеспечивая сотрудничество лидеров общин, деловых кругов, парламентов, гражданского общества, а также создавая условия для совместной работы с соседями по региону, донорами и инвесторами. • Чтобы построить отношения гражданского доверия и дать импульс долгосрочным институциональным преобразованиям необходимо добиться результатов уже на начальном этапе. Если доверие находится на низком уровне, то люди не поверят в успех грандиозных реформаторских планов. Но доверие и веру в перспективы совместных действий способны восстановить пусть и небольшие, но видимые и быстрые результаты, показывающие наличие потенциала для достижения успеха. Это создаст импульс для более глубоких институциональных преобразований. Процесс преобразования институтов требует усилий и жизни целого поколения, но политические циклы коротки, поэтому достижение быстрых результатов может одновременно и ответить на требование существующих политических императивов и генерировать стимулы для долгосрочных проектов институционального строительства. • Имеет смысл сначала восстановить базовые институциональные функции, которые обеспечивают гражданскую безопасность, правосудие и заня- тость (а также связанные с ней услуги), и тем самым гарантировать, что новые инициативы не угаснут по причине коррупции. Прогресс в данных областях и соответствующая координация действий являются фундаментом для более обширных перемен. Другие реформы, которые требуют накопления большего общественного согласия и потенциала – такие как политическая реформа, децентрализация, более глубокая экономическая реформа, подвижки в господствующем социальном отношении к маргинализированным группам – лучше всего осуществлять постепенно и на протяжении более длительного времени, и уже после того, как в проведении этих базовых реформ будет достигнут некоторый прогресс. • Стремление к совершенству не должно стать врагом прогресса – надо выбирать прагматичные, наиболее подходящие варианты для решения первоочередных проблем. В нестабильных ситуациях как правило невозможно достичь технического совершенства в реализации подходов к безопасности, правосудию или развитию. Нужно проявлять прагматизм и решать неотложные проблемы в рамках существующих политических реалий, используя те подходы, усовершенствованием которые можно заняться позднее. Иногда использование таких подходов будет временно приводить к не самым лучшим из возможных результатов. Например, создаваемые рабочие места не сразу станут отвечать долгосрочным целям с точки зрения уровня требуемых от работников навыков и заработной платы. В управлении общинами и в традиционных структурах, возможно, будут недостаточно представлены женщины или молодежные группы. Возможно и то, что в центр внимания антикоррупционных инициатив придется поставить лишь все наиболее существенное, и более снисходительно относиться к слабости финансовой дисциплины в других сферах. Рабочая структура, соответствующая конкретным страновым стратегиям В рамках вышеперечисленных основных принципов каждой стране необходимо оценить свои собственные способности и найти свой собственный путь. Национальные реформаторы столкнутся с различными видами насилия, разными комбинациями международного и внешнего стресса, различными институциональными проблемами, разнобразными участниками, которых необходимо будет привлекать для достижения результата, а также с наличием разных возможностей для осуществления перехода