
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
104 Д О к Л А Д О М И р О В О М рА з В И Т И И 2 0 1 1 указанная рамочная схема совместима с теориями насилия, существующими в различных научных дисциплинах (вставка 3.4). В-третьих, сосредоточивая внимание на вызовах, возникающих при переходе от кризисного управления к безопасности, справедливости и экономико-институциональной трансформации, она объединяет в себе идеи местных, национальных и международных игроков, а также агентств в области политики, безопасности и развития. рамочная схема показывает, что институциональные преобразования и благое государственное управление, которые в целом важны для развития, в нестабильных ситуациях «срабатывют» по-разному. Цель формулируется более узко: преобразование институтов, непосредственно необходимых для предотвращения повторяющихся циклов насилия. Динамика институциональных перемен тоже выглядит иначе. здесь уместна аналогия с финансовым кризисом, обусловленным сочетанием внешних факторов стресса с исторической слабостью институциональных «сдержек и противовесов». Подобные условия требуют особых усилий для восстановления веры в способность национальных лидеров управлять кризисом – посредством действий, сигнализирующих о действительном разрыве с прошлым, а также путем закрепления этих мер и демонстрации того, что возврата назад не будет. Чтобы предотвратить повторение кризиса, потребуются также согласованные меры, направленные на преодоление коренных институциональных и управленческих недостатков, ускоривших его. Однако без восстановления доверия со стороны национальных и международных игроков подобные реформы будут невозможны. чевых игроков в нестабильных ситуациях и ситуациях насилия: • Формирование «достаточно широких» (инклюзивных) коалиций, ориентированных на сотрудничество. Чтобы решить проблему дефицита доверия между общественными группами, а также между государством и обществом, мы исследуем роль, которую сыграли коалиции, охватывающие широкий круг заинтересованных сторон, – например, возглавляемые правительством альянсы в поддержку мер по безопасности и развитию или соглашения, достигнутые между сторонами конфликта, – в успешном преодолении насилия. Инклюзия может заключать в себе сильные политэкономические стимулы. Она приносит выгоды лидерам, обеспечивая поддержку и ресурсы со стороны ключевых групп игроков и гарантируя, что отдельно взятые лидеры или партии не будут брать на себя бремя непопулярных решений15. Она также может сигнализировать о переменах и создавать стимулы для реформ, если стороны, ответственные за злоупотребления, будут исключены. кроме того, инклюзивный подход может принести политэкономические выгоды в более длительном периоде, создавая давление в пользу продолжения реформ, что позволяет избежать продолжительной узурпации государственной власти узкой группой лиц. • Использование сигналов и «механизмов приверженности» с целью укрепления доверия. Без мощных сигналов о разрыве с прошлым и методов убеждения заинтересованных сторон в том, что новый курс носит долгосрочный характер, создание коалиций в поддержку перемен может оказаться трудным делом. Чтобы возродить поддержку, лидерам необходимо найти правильные сигналы. В Докладе рассмотрены сигналы, которые были успешными в условиях других стран. когда доверие к заявлениям о будущей политике невелико, лидерам также понадобятся механизмы закрепления обещаний и убеждения людей в том, что назад пути не будет. На языке экономистов и политологов они именуются «механизмами приверженности». Мы рассматриваем такой тип механизмов приверженности, который оказался полезным в условиях риска повторения циклов насилия. • Быстрое достижение результатов. Учитывая проблему дефицита доверия, о которой шла речь выше, одних лишь ожиданий, порожденных политическими заявлениями правительства, скорее всего, будет недостаточно, чтобы убедить заинтересованные стороны в том, что по- Восстановление доверия и преобразование институтов Таким образом, в рамочной схеме утверждается, что укрепление доверия – концепция, используемая специалистами по политическому посредничеству и преодолению финансовых кризисов, к которой, однако, редко обращаются специалисты, занимающихся вопросами развития14, – это прелюдия к более долговременным институциональным изменениям в целях противостояния насилию. Почему уместно применить ее к проблемам нестабильности и насилия? Потому что низкий уровень доверия, причина которого – в повторяющихся циклах насилия, означает, что игроки, которые должны предоставлять политическую, финансовую или техническую поддержку, не будут сотрудничать друг с другом до тех пор, пока не убедятся, что положительный результат возможен. В главе 4 рассматривается опыт применения на уровне стран трех механизмов восстановления доверия клю-