
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
90 Д о к Л А Д о м и р о В о м рА З В и Т и и 2 0 1 1 аНа лиТиЧЕСК аЯ СПРаВК а 2 Непал: факторы стресса, институты, насилие и легитимность факторов стрессов, с которыми приходится сталкиваться обществу, слабость и недостаточная инклюзивность институтов Непала приводят к тому, что эта страна постоянно оказывается уязвимой перед возобновляющимся риском конфликта, как это показано в табл. 1. В главе 2 указывается, что организованное насилие с большой вероятностью возникает в случаях, когда внутренним и внешним факторам стресса не противостоят эффективные, легитимные институты. Несмотря на эволюцию характера насилия, а также интенсивности и многообразия Та б л и ц а 1 Взаимосвязанные факторы стресса в Непале Внутренние • • • • • • • Недоверие к органам безопасности Культура безнаказанности Последствия насилия и травм Недостаточное присутствие легитимных сил безопасности и кризис общественной безопасности Низкие доходы, безработица Дефицит электроснабжения, пищевых продуктов и топлива Коррупция и вымогательство Исключенность по этническому, гендерному, кастовому, региональному признаку Дискриминация при доступе к возможностям и представительству в институтах Нарушения прав человека • • Факторы стресса Безопасность Внешние Трансграничная преступность в Тераи Беженцы Экономические • Наводнения и другие стихийные бедствия • Ценовые потрясения • Нелегальная торговля природными ресурсами • Вовлеченность региональных или международных игроков во внутренние дела страны Политические • • • Источники: Thapa 2010; Sharma 2008; Jha 2010. Политические стрессы и продолжение политики элит Феодализм представляет собой систему государственного управления, направленную на сохранение власти и богатства в руках крайне незначительного меньшинства. конфликт в Непале уходит корнями в борьбу за то, чтобы расстаться с феодальным прошлым страны и создать более инклюзивное и открытое общество. В Непале проживают более 100 этнических групп, говорящих на 92 языках. Здесь существует система каст, диктующая распределение возможностей и достижений исходя их принадлежности к группе. Наиболее маргинализованные группы составляют большинство населения Непала – почти 70%74. Новейшая история Непала представляет собой постоянную борьбу элит страны с, группами, классами и национальностями, считающими себя исключенными, т. е. лишенными доступа к национальному достоянию и государственным институтам. Современная эпоха в Непале началась в 1950 г., после того, как автократический режим рода рана был свергнут коалицией политических партий, поддерживаемых новой, независимой индией. Это событие восстановило власть непальской монархии в рамках конституции, и ознаменовало начало периода демократической политики. однако разделение власти между парламентом и королевским двором продолжало оспариваться, и в 1960 г. король махендра распустил парламент, присвоил себе исполнительную власть и установил «беспартийную» систему панчаята. Непальское государство было построено по образцу правящей элиты: одна религия (индуизм), один язык (непали) и авторитарная система панчаята, позволявшая держать инакомыслящих под контролем. Это политическое устройство противостояло давлению демократизации вплоть до 1990 г., когда первое «Народное движение» («Джана андолан»), возглавляемое коалицией левых и демократических партий и поддерживаемое международным сообществом, вынудило короля Бирендру восстановить институт открытых национальных выборов и смириться с серьезными ограничениями королевской власти. После этого страной управлял ряд правительств, возглавляемых Партией конгресса и коалициями левых сил. Все они были сторонниками модернизации, экономического роста и расширения социальной справедливости. однако политические партии, пришедшие к власти на волне этого движения, не смогли заручиться общественным доверием, опираясь вместо этого на небольшую группу представителей политической партийной элиты при разработке новой конституции, которая сохраняла привилегированное положение индуистской религии и контроль короля над армией (см. табл. 2). Поскольку ожидания серьезных перемен обернулись разочарованием, коммунистическая партия Непала (маоистская) начала в феврале 1996 г. Народную войну, чтобы осуществить в стране «социальные и экономические преобразования». маоисты находили сторонников в сельских маргинализованных группах, которые в течение долгого времени оставались за бортом политических структур Непала и были лишены доступа к социально-экономическим возможностям. В 2006 г. маоистское движение объединилось с политическими партиями, чтобы свергнуть короля и создать «Новый Непал». После подписания Всеобщего мирного соглашения в ноябре 2006 г. маоисты и политические партии Непала стали решать вопросы перехода страны к демократии и реформирования традиционных структур Непала. однако по прошествии не-