
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Предисловие В 1944 году представители 45 стран мира собрались в Бреттон-Вудсе для того, чтобы изучить экономические причины еще бушевавшей тогда мировой войны и пути укрепления мира. Было решено создать Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – учреждение, превратившееся позже в Группу организаций Всемирного банка. Делегаты отмечали, что «программы реконструкции и развития ускорят экономический прогресс по всему миру, будут способствовать политической стабильности и укреплению мира». В 1947 году МБРР утвердил свой первый заем – на цели содействия в восстановлении Франции. Спустя более чем 60 лет первая буква «Р» в аббревиатуре «МБРР» приобрела новое значение: она означает реконструкцию Афганистана, Боснии, Гаити, Либерии, Руанды, Сьерра-Леоне, Южного Судана и других стран, пораженных конфликтами, или несостоятельных государств. В книге Поля Кольера «Нижний миллиард» говорится о повторяющихся циклах слабого управления, бедности и насилия, ставших бичом этих стран. Ни одной из стран с низким уровнем дохода, сталкивающихся с этими проблемами, пока не удалось достичь ни одной из Целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН. Проблемы нестабильных государств быстро распространяются. Для соседей это оборачивается насилием, перехлестывающим за границы, потому что питательная среда конфликтов – это наркотики, пиратство и гендерное насилие, потому что конфликты оставляют после себя беженцев и разрушенную инфраструктуру. Территории пораженных конфликтами стран могут стать рассадником для масштабных группировок воинствующих радикалов и сетей организованной преступности. В 2008 году я выступил с речью «Обеспечить безопасность развития» в Международном институте стратегических исследований. Я избрал эту площадку для того, чтобы подчеркнуть взаимосвязь между проблемами безопасности, управления и развития, и обратить особое внимание на то, что степень интеграции отдельных областей деятельности недостаточна для решения переплетенных между собой проблем. Я обрисовал стоящую перед нами задачу: объединить безопасность и развитие, заложив, тем самым, достаточно прочные основы для того, чтобы разорвать порочный круг нестабильности и конфликтов. Как вновь показывают события, происходящие на Ближнем Востоке и в Северной Африке, насилие в XXI веке отличается от межгосударственных конфликтов и путей их урегулирования, характерных для XX века. Изолированные друг от друга государственные ведомства плохо приспособлены для решения проблем даже в тех случаях, когда национальные интересы или ценности требуют от политических лидеров решительных действий. Низкие доходы, бедность, безработица, резкие перепады в уровнях доходов, вызванные, например, колебаниями цен на продовольствие, быстрая урбанизация и неравенство между различными группами населения – всё это увеличивает риск насилия. еще одним фактором, усугубляющим подобный риск, могут стать внешние потрясения, например, нелегальная торговля и незаконные финансовые потоки. В «Докладе о мировом развитии 2011» на основании данных различных дисциплин и опыта многих стран мира предлагаются идеи и практические рекомендации о способах преодоления конфликтов и нестабильности и обеспечения безопасности развития. его основные идеи важны для всех стран – с низким, средним и высоким уровнем дохода, – равно как и для региональных и глобальных учреждений. Во-первых, залогом стабильности является легитимность институтов. Там, где государственные институты не могут должным образом защитить граждан, оградить их от коррупции или обеспечить доступ к правосудию, там, где рынки не создают возможностей для трудоустройства, а общины утратили социальную сплоченность, вероятность возникновения конфликтов повышается. На начальном этапе, прежде чем приступить к преобразованиям рудиментарных институтов, странам зачастую приходится восстанав- xi