Страшный Суд
1. Христос-судья и суд апостолов и святых. В романском и готическом искусстве Христос сидит на троне или на арке (радуга), его руки воздеты, ладони наружу он демонстрирует свои раны. (Чтобы быть спасенным, уже недостаточно творить милосердие при жизни, необходимо принять христианскую веру, провозглашенную здесь в видимых символах Страстей.) Этот тип изображения (с некоторыми вариантами) сохранялся в течение всей эпохи Возрождения. Справа и слева от лика Христа могут быть "ЛИЛИЯ" и "МЕЧ", символизирующие, соответственно, невинность и греховность. В некоторых итальянских произведениях XV века Христос мечет стрелы в грешников. Знаменитый стоящий в полный рост Христос на фреске Микеланджело "Страшный Суд" (Ватикан, Сикстинская капелла, написана в 15341541 годы), правая рука которого высоко поднята в угрожающем жесте (подобно Юпитеру, собирающемуся метнуть свои молнии), имеет сходство с аналогичной фигурой, написанной Франческо Траини около двух столетий раньше в церкви Кампосанто в Пизе, с которой Микеланджело, должно быть, был знаком. Последний, однако, изображает то же традиционное демонстрирование ран Христом, хотя использует для этого неизвестную позу: левая рука Христа пересекает его корпус, чтобы указать на рану на правой стороне груди. Некоторые думают, что Микеланджело неправильно понял более ранний образ, а ведь концепция Бога как "всемогущего Юпитера" была известна в его время (Данте, "Чистилище", 6:118). В ранней ренессансной живописи апостолы и святые расположены строгими рядами по обе стороны от Христа, как в средневековой скульптуре, но позднее они свободно группируются вокруг него. Среди них могут быть также патриархи и пророки Ветхого Завета (двадцать четыре старца "АПОКАЛИПСИСА", 3) и средневековые святые, такие, как Франциск или Доминик. Из апостолов ближайшим к Христу, по правую руку от него, находится Петр. Дева Мария, обычно коленопреклоненная, также по правую руку от Христа, молящаяся за тех, кто собирается предстать на суде. (В нескольких образцах XIV века она сама является в роли судьи в равном статусе с Христом.) Иоанн Креститель стоит коленопреклоненный напротив нее. Во французской готической скульптуре он иногда заменяется апостолом Иоанном. Изредка Дева Мария может стоять с распростертым плащом, защищающим фигуры, находящиеся внизу. (См. "ДЕВА МАРИЯ", 3.) 2. Воскресение мертвых. Мертвые выступают из своих гробов или из расселин и трешин в земле, а также из морской пучины. Порой они изображаются преображающимися: имея форму скелета в момент появления, они постепенно, по мере выхода из земли, обрастают плотью. (См. "ИЕЗЕКИИЛЬ".) Св. Августин выразил мнение, что во всеобщем воскресении все окажутся в возрасте Христа: он воскрес, как считалось, тридцатилетним. Они обычно изображаются соответствующим образом. (Августин, "О граде Божием", 22:15.)
3. Св. Михаил и взвешивание душ. Св. Михаил (архангел), с крыльями и одетый в воинские доспехи, держит весы. На каждой чаше маленькая обнаженная фигура человеческая душа. Душа праведника обычно тяжелая: фигура может стоять на коленях и молиться. Демон может пытаться перетянуть чашу весов популярный мотив в нидерландской живописи. Взвешивание души, или психостазис, было в античной мифологии одной из функций Меркурия, который в этом и некоторых иных аспектах был языческим прототипом Св. Михаила. Архангел Михаил может изображаться иным образом: с обнаженным мечом он преграждает путь грешникам, пытающимся избежать наказания.
4. Роль ангелов на Страшном Суде. Говоря своим ученикам о втором пришествии Сына Человеческого, Христос сказал: "И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров" (Мф., 24:31). Ангелы, трубящие в трубы, дабы восстали мертвые, таким образом, редко отсутствуют в изображениях Страшного Суда. Они также изображаются ведущими праведников в Рай и, возможно, коронующими их и облачающими в одежды; или с обнаженными мечами они гонят грешников в Ад. Иногда они держат инструменты Страстей.
5. Небо. Готическая скульптура использовала общепринятую условность для обозначения неба: сидящую фигуру Авраама, держащего души праведников на полотнище, лежащем у него между рук. Этот образ происходит от притчи о "БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ" (Лк., 16:23), в которой богач в Аду взглянул вверх и увидел вдали Авраама и Лазаря "in sinus ejus" [лат. "на лоне его"]. Sinus [лат. изгиб] это также свисающая у шеи складка тоги, которая использовалась в качестве кармана. Это слово означает также полу. (Библия короля Якова, использовав в данном случае слово "bosom" [англ. лоно], теперь вышедшее из употребления в этом смысле, пустила в ход выражение "в лоне Авраама", означающее "на небесах".) Ранняя ренессансная живопись изображает небо в виде готической церкви или радуги, возможно, с Петром у врат, приглашающим новоприбывших. Общепринятая версия, особенно любимая художниками Северной Европы, изображает сад. Или праведники могут странствовать по склонам облаков в обществе ангелов или приветствовать друг друга.
6. Ад. Средневековый образ разверзнутых челюстей Ада, встречающийся также в некоторых ренессансных картинах, происходит от морского монстра ("Левиафан" в A.V.) в книге Иова (гл. 41): "Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя". Или местом является более обобщенная пещера, обычно находящаяся внизу справа на картине (по левую руку Христа), в которую грешников волокут за волосы или демоны гонят их вилами. Или они переправляются вниз на крыльях демонов. Микеланджело ввел мотив из "Ада" Данте (3:82 и далее), который встречается и в более поздний период мотив "ХАРОНА" с его ладьей, перевозящей мертвых в Ад. Муки осужденных соответствуют природе их греха; так, обжорливый валяется в грязи, а прелюбодей горит на вечном огне в серном котле. У трехликого сатаны наполовину проглоченный грешник висит на каждой челюсти; один из них в центре Иуда. (См. также "АД".)



Еще в энциклопедиях

(Небеса)

(Страшный Суд)

(Левиафан)

(Лилия)

(Харон)

(Богач и Лазарь)

(Душа)

(вот погоди-ка: на страшном суде черти припекут тебя{...})

(вот погоди-ка: на страшном суде черти припекут тебя{...})

(Меч)

(Радуга)

(Сатана)

(Скелет)