Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Рождество Христово





РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Только Матфей и Лука описывают Рождество Христово. Быть может, именно краткость их рассказа и отсутствие деталей вынудило средневековых авторов создать столь обширную литературу в дополнение к рассказу Матфея (2:1–12) о волхвах, принесших свои дары, и Луки (2:1–12) о Младенце, положенном в ясли, и о пастухах, приведенных ангелом, чтобы поклониться ему.

К концу средневековья легенда превратила мудрецов (волхвов) из жрецов в царей, сопровождаемых их свитами; в хлеву появились "ВОЛ" и "ОСЕЛ", пастухи понесли свои простые дары, а сама Дева Мария стала изображаться стоящей на коленях перед Младенцем, поклоняясь ему.

1. Обустройство. Матфей сообщает о мудрецах, следовавших за звездой, которые просто вошли в дом ("вошедши в дом" – Мф., 2:11). Лука говорит, что Мария положила Младенца "в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк., 2:7). Упоминание о пещере впервые сделано в ранней апокрифической Книге Иакова: "И нашел там пещеру, и привел ее... и облако сияющее появилось в пещере... И облако тогда отодвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился Младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии". Апокрифическое Евангелие псевдо-Матфея (VIII(?) век) впервые упоминает о воле и осле: "Ангел снизошел и вступил в темную пещеру, которая при этом озарилась светом... На третий день Мария оставила пещеру и вошла в хлев и положила Младенца в ясли, и вол и осел поклонились ему".

Часто это ночная сцена, как ей и надлежит быть. Здание обычно обветшалое – символ Ветхого Завета, который теперь отменен с рождением Спасителя (см. "РУИНЫ").

2. Поклонение Девы Марии. Образ Девы Марии, стоящей перед Младенцем на коленях и поклоняющейся ему, восходит к рассказу Бригитты Шведской, в 1370 году посетившей Вифлеем и написавшей "Откровения" о своих видениях Девы Марии. "Когда пришло время ей родить, сняла она свою обувь и белый плащ, сняла свое покрывало, и ее золотистые волосы упали ей на плечи. Тогда она приготовила пеленки и положила их рядом с собой. Когда все было готово, она опустилась на колени и стала молиться. Пока она так молилась, воздев руки, младенец неожиданно родился в таком ярком сиянии, что оно полностью поглотило слабый свет свечи Иосифа". Эта религиозная трактовка темы порой образует основу Sacra Conversazione [итал. – Святое собеседование] с предстоящими святыми и, возможно, донаторами.

3. Две служанки. Восточная Церковь имеет иную традицию представлять Рождество Христово. Византийские художники изображали действительные роды, когда Дева Мария лежит на кровати, а при ней две повитухи, одна из которых обмывает Младенца. Апокрифическая Книга Иакова повествует о том, как одна из повитух – Саломея – усомнилась в том, что Мария могла родить и сохранить при этом девство свое, и, чтобы удостовериться в этом, она коснулась ее. Но в этот миг рука ее "отнялась как в огне". Затем, однако, рука исцелилась, когда Саломея взяла Младенца на руки. Этот сюжет, который можно встретить также и в западном искусстве, совершенно исчез из живописи после того, как был осужден Тридентским собором в середине XVI века.

4. Дева Мария стоящая. Другой рассказ приводит псевдо-Бонавентура (Джованни де Каулибус) в своих "Размышлениях": "Дева Мария поднялась ночью и прислонилась к колонне. Иосиф принес в хлев свечу и сноп сена, которое он положил на землю. Сын Божий, выйдя из утробы матери, не причинив ей никакой боли, мгновенно перенесся на сено к ногам Девы Марии". Порой колонна является существенной особенностью конструкции хлева; а на земле лежит охапка сена или соломы. См. подробнее "ИОСИФ", муж Девы Марии; "ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ"; "ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ".



Еще в энциклопедиях