Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Рождение Девы Марии





РОЖДЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ. В цикле сцен из жизни Девы Марии эпизод, следующий за встречей "ИОАКИМА И АННЫ" у Золотых ворот и предшествующий "ВВЕДЕНИЮ ВО ХРАМ ДЕВЫ МАРИИ". Евангелия не упоминают о Деве Марии до "БЛАГОВЕЩЕНИЯ", так что сюжеты о ее рождении и детстве заимствовались из "Золотой легенды". Это произведение основывалось на очень ранней апокрифической новозаветной литературе, в особенности на Протоевангелии (или Книге Иакова), которое рассказывает о родах Анны: "Прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила и спросила повивальную бабку: кого я родила? Ответила та: дочь. И сказала Анна: возвысилась душа моя в этот день, и положила дочь". Эта сцена, редко изображавшаяся до XIV века, показывает спальню, Анну на заднем плане, лежащую на постели; возможно, ей прислуживают служанки, тем временем на переднем плане другие женщины моют младенца. С дарами приходят соседи, как в сцене рождения "ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ". Поскольку Иоаким был человеком состоятельным, комната может быть богато убрана. В XVI веке эта сцепа иногда помещается в нефе церкви – возможно, аллюзия на Марию-дитя, "посвященную Господу" и воспитанную в храме. Хотя Тридентский собор ставил целью очистить христианскую историю от апокрифических элементов, рождение Девы Марии продолжало изображаться и в XVII веке. Данное событие, отмечаемое как церковный праздник, стимулировало разработку этого сюжета в живописи, например, к введению ангелов, спускающихся с неба на облаках.

Престарелый Иоаким, муж Анны, может изображаться с изумлением взирающим (подобно Иосифу в "СВЯТОМ СЕМЕЙСТВЕ" или в "РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ") на младенца, лежащего на руках служанки.



Еще в энциклопедиях