Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Моисей





МОИСЕЙ. Великий вождь иудейского народа, законодатель и основатель официальной религии, брат "ААРОНА". Книга Исхода повествует о том, как Моисей вывел народ Израиля из египетского пленения, и о том, как он получил от Бога десять заповедей. Среди ветхозаветных фигур, которых Церковь считала прообразами Христа. Моисей был даже более значительной, чем Давид, и между его жизнью и жизнью Христа проводилось много параллелей. Предполагалось, что фрески Сикстинской капеллы, изображающие на противоположных стенах циклы сцен из жизни Моисея и Христа, будут трактоваться именно в этом аспекте. В других контекстах он предстает как прообраз Св. Петра. Обычно Моисей изображается седобородым, с развевающимися на ветру волосами, патриархального облика, хотя иногда он предстает молодым и без бороды. Его лик излучает сияние, которое принято было изображать в виде лучей света, напоминающих два рога, с обеих сторон. Художники средневековья и раннего Возрождения в самом деле наделяли его рогами. Эта традиция происходит от употребления в Вульгате – латинском переводе Библии – слова cornutam (лат. – "рогатый"), использованного при описании вида Моисея, в каком он предстал, когда спустился с горы Синай, держа скрижали Закона: "Лицо его стало сиять лучами". В латинском переводе этого фрагмента это слово означает "сияние лучами света" или "окруженный ореолом". Другими его атрибутами являются жезл ("ПОСОХ") и таблички (скрижали) ("ДОЩЕЧКА"), иногда исписанные цифрами от 1 до 10 или цитатами из заповедей.

1. Нахождение Моисея (Исх., 2:1–10). Напуганный ростом численности израильтян, фараон приказал убить всех их младенцев мужского пола. Мать Моисея "взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою; и, положивши в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки". Дочь фараона, придя к реке со своими прислужницами, чтобы умыться, обнаружила Моисея и узнала в нем еврейского мальчика. Тогда сестра Моисея, тайно наблюдавшая за происходящим, вышла и предложила найти для малыша кормилицу из евреек. Дочь фараона согласилась. Так Моисей вновь обрел мать. Моисей может изображаться плывущим по реке в своем ковчеге, который у северных художников может принимать вид плоской ивовой корзинки, или после своего спасения – окруженным женщинами, с обожанием его рассматривающими. Художники Ренессанса, особенно венецианские, изображают современных им придворных и пажей в свите, часто с сопровождающими их собаками. Нил порой персонифицирован на античный манер – он предстает речным богом со своей традиционной перевернутой урной. Этот эпизод считался прообразом "Бегства в Египет" – спасения Св. Семейства от избиения младенцев, учиненного Иродом. Истории о героях, изгнанных в младенчестве и спасенных рукой провидения, встречаются повсюду на Ближнем Востоке и в греческой мифологии. Авторы Исхода, должно быть, знали более ранний рассказ о рождении вавилонского царя Саргона I, повествующий о том, как его мать опустила его в реку в ковчеге, сделанном из тростника и обмазанном смолой. Картины, изображающие младенца Юпитера, оберегаемого корибантами, порой напоминают "Нахождение Моисея".

2. Младенец Моисей: корона фараона и горящие угли. Моисей был принят дочерью фараона. Однажды во дворце фараон, шутки ради, надел свою корону на голову Моисею, которую тот тут же сбросил на землю и сам вспрыгнул на нее (Иосиф Флавий, "Иудейские древности", 2. 9:7). Придворными это было воспринято как предзнаменование того, что Моисей свергнет фараона. Чтобы испытать малыша, были принесены два блюда: на одном лежали горящие угли, на другом – черешня (или – по другой версии – кольцо, украшенное рубинами). Моисей, направляемый ангелом, выбрал угли и положил их – горящие – в рот. Так он доказал свою невиновность в каких бы то ни было предательских по отношению к фараону замыслах. Эта еврейская легенда позднего происхождения появилась, вероятно, для того, чтобы объяснить очевидное заикание Моисея: "Я медлителен речью и медлителен языком".

3. Моисей убивает египтянина (Исх., 2:11–15). Израильтяне были угнетаемым народом в Египте. Однажды Моисей увидел, как один египтянин бил еврея, и, бросившись в драку, убил этого египтянина, а тело зарыл в песок. Но о содеянном Моисеем стало известно, и фараон вознамерился убить его. Тогда Моисей бежал в землю Мидиамскую.

4. Дочери Иофора (Исх., 2:16–22). Моисей повстречал у колодца семерых дочерей Иофора, священника Мидиамского. Явившиеся пастухи не позволили им напоить стадо их отца и прогнали их. Тогда Моисей заступился за них и сам напоил овец. Познакомившись с ним, дочери Иофора пригласили Моисея в дом их отца. На одной из них – Сепфоре – он женился.

5. Горящий куст [Неопалимая купина] (Исх., 3:1–10). Пася стада своего тестя, Моисей пришел к горе Хорив, где ему было видение куста, который горел, но не сгорал. Из куста к Моисею воззвал сам Господь, говоря ему, что он должен освободить народ Израиля от его угнетателей-египтян и вывести его в Ханаан, "где течет молоко и мед". Моисей изображается стоящим на коленях перед кустом или снимающим свою обувь, как это делают мусульмане на святой земле. Иногда его пастушеский посох превращается в змея – чудесный знак божественного присутствия. (Впоследствии то же чудо повторилось с Аароном, представшим перед фараоном и его волхвами.) Для средневековой Церкви горящий, но не сгорающий куст был символом Девы Марии, родившей Христа, но не потерявшей невинности. Существует определенный тип изображения (византийский по происхождению), демонстрирующий ее на троне в языках пламени.

6. Еврейская Пасха и смерть первенцев (Исх., 12; 13). Моисей, как инструмент Бога, наслал череду бедствий на Египет с тем, чтобы вынудить фараона отпустить евреев из рабства. Но после каждого из бедствий фараон становился только еще более ожесточенным. В конце концов Моисей пригрозил смертью всех первенцев египтян, в том числе и фараона. При этом иудеям было велено сделать особые приготовления к исходу из Египта: они должны были убить агнца и его кровью начертить знак – по традиции тау-крест (Т) – на косяках дверей своих домов. Они должны были зажарить и съесть агнца, причем сделать это определенным образом: "пусть будут чресла ваши перепоясаны, обувь ваша на нотах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня". В ту ночь карающий ангел пришел, но прошел мимо, иудеев, чьи дома были отмечены знаком на дверях, а поразил лишь египетских первенцев. Обрушившаяся на египтян кара сломила упрямство фараона, и он выслал иудеев прочь. Еврейская Пасха, остающаяся одним из главных религиозных праздников иудеев, заняла свое место в христианском искусстве ввиду того, что считается прообразом Тайной Вечери. Участвующие в ней изображаются стоящими вокруг стола, на котором лежит приготовленный агнец; они готовы отправиться в путь, или они нагружают верблюдов и ослов, готовясь к путешествию. В сцене смерти первенцев, изображаемой на заднем плане, гибнет также и скот, на который тоже распространилась Божья кара.

7. Переход через Красное [Чермное] море (Исх., 14:19–31). Чтобы наставить израильтян в начале их исхода из Египта в Землю Обетованную, Бог показал им путь в виде "столпа облачного", который "был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других". Узнав об уходе иудеев, фараон отправил в погоню за ними армию всадников и колесниц. Достигнув Красного моря, Моисей простер руку, заставив ветры дуть так, что вода разделилась, оставив сухой проход, по которому прошли израильтяне. Когда же по нему направились египтяне, Моисей вернул воды в прежнее состояние, и они поглотили армии фараона. Израильтяне – спасенные – на противоположном берегу воспели Господу песнь благодарения, и Мариамь, сестра Моисея, и другие женщины на радостях танцевали и били в тимпаны. Фараон и его армия изображаются тонущими в полной сумятице, всадники и лошади барахтаются в воде. Столп может принять форму античной колонны, и его может сопровождать ангел. Израильтяне после перехода все еще тащат свои пожитки в узлах на головах, как это делают обычно крестьяне, или они на радостях обнимаются, или, стоя на коленях, возносят благодарственную молитву. Ранняя Церковь интерпретировала этот эпизод как символ христианского крещения.

8. Сбор манны (Исх., 16:11–36; Чис, 11:7–9). В пустыне израильтяне, страдая от голода, стали роптать на Моисея и Авраама. Но Бог пообещал обеспечить их всем необходимым, и "поутру... роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле" лежало. Вкусом это было "как лепешка с медом", и израильтяне собирали его в большом количестве. Продукт этот был им неизвестен, и потому они назвали его манна, возможно, от еврейского слова, означающего удивление – "Что это такое?".

Поскольку о манне было сказано, что она падает на землю словно роса, израильтяне иногда изображаются высоко держащими свои корзины, будто ловят ее, падающую с неба. Другой тип изображения: они собирают ее на земле в разные емкости. В этом сюжете видели прообраз насыщения Христом множества людей, или Евхаристии. Иосиф Флавий думал, что манна – это своего рода съедобный лишай или медвяная роса на листьях растений, однако теперь считается, что манна – это некие сладкие выделения некоторых насекомых.

9. Моисей, добывающий воду из скалы (Исх., 17:1–7; Чис, 20:1–13). В пустыне израильтяне страдали от жажды, и тогда Моисей призвал на помощь Бога. Тот приказал ему взять свой жезл и ударить им по скале, и тогда из нее забьет вода. Моисей так и сделал, и люди и стада напились. Старцы, сопровождающие Моисея к скале, изображаются иногда с воздетыми в жесте благодарности руками, а народ тем временем пьет или наполняет свои горшки. Частый сюжет в искусстве на протяжении всей христианской эры, он являлся символом утоления духовной жажды, которое дает человеку Церковь.

10. Аарон и Ор поддерживают руки Моисея (Исх., 17:8–13). Будучи в пустыне, израильтянам пришлось воевать с амалики-тянами. Моисей поднялся на вершину холма, чтобы оттуда наблюдать за сражением вместе с Аароном, своим братом, и Ором, своим зятем. Пока Моисей держал свои руки поднятыми, чудесным образом побеждали израильтяне. Но когда он их опускал, амаликитяне теснили их. Когда Моисей устал, Аарон и Ор усадили его на камень и каждый из них держал руку Моисея, пока не завершился день – к этому времени амаликитяне были побеждены. Поднятые руки Моисея стали одним из "типов" креста Христа.

11. Моисей получает скрижали Закона; израильтяне поклоняются золотому тельцу (Исх., 19; 20; 32:1–24; 37). Моисей поднялся на гору Синай и получил от Бога две каменные скрижали, на которых были записаны заповеди. Пока он отсутствовал, израильтяне попросили Аарона дать им идолов, чтобы они им поклонялись. Аарон собрал все их золотые украшения и сделал из них золотого тельца, которого поместил на алтарь. Возвратившись с горы, Моисей "воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою и сокрушил золотого тельца. Позже он опять поднялся на гору Синай и получил от Бога новые скрижали. Поняв, что израильтяне нуждаются в материальном объекте для поклонения, он соорудил ковчег Завета и поставил двух золотых "херувимов" охранять его; в нем были помещены скрижали. Хотя, согласно книге Исхода, на Синае был слышен лишь голос Бога, тем не менее часто изображается его фигура в дыме и огне. Моисей стоит на коленях, получая скрижали. Внизу на земле на пьедестале или алтаре находится статуя золотого тельца, иногда украшенная гирляндами, тем временем израильтяне стоят перед идолом на коленях или танцуют, созываемые Аароном.

Изображение этого сюжета может включать в себя несколько эпизодов – либо в виде цикла, либо отдельные сцены.

12. Медный змей (Чис, 21:4 – 9). Израильтяне, недовольные своим существованием в пустыне, стали роптать на Бога и Моисея. Они были наказаны: Моисей наслал на народ ядовитых змей и тем самым увеличил его страдания. Многие тогда умерли от укусов змей. Когда народ раскаялся, стал Моисей молить Бога об избавлении от этой напасти. Ему было сказано, чтобы он сделал образ змея и выставил его против змея насланного. Моисей сотворил медного змея и водрузил его на Т-образном шесте. Образ этот оказывал чудесное целительное воздействие. Израильтяне изображаются корчащимися на земле, их тела обвиты змеями. Моисей (иногда вместе с Аароном) стоит рядом с медным змеем. Евангелие от Иоанна дает типологическую параллель: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому" (Ин., 3:14). Средневековое искусство сопоставляет этот сюжет со змеем в Райском саду, обвивающим Древо познания. Оба, вероятно, происходят от древнего и широко распространенного образа плодородия, ассоциировавшегося с культом Астарты и состоявшего из змеи и дерева, представлявших мужское и женское начало. Царь Езекия сокрушил медного змея – по той же причине, по какой сокрушил золотого тельца Моисей, когда израильтяне снова впали в идолопоклонство (2 Цар., 18:4). (См. также "КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ", "ИСТОРИЯ К. Г.")

13. Смерть Моисея (Втор., 34). Умер Моисей в земле Моавитской; ему открылась Земля Обетованная, но вступить ему в нее было не суждено. Его тело изображается лежащим на вершине холма в окружении оплакивающих его соплеменников (Синьорелли, степа с фреской в Сикстинской капелле). Средневековая легенда, также иногда изображаемая, повествует о том, что Сатана пытался похитить тело Моисея, но был отринут Св. Михаилом.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia