Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Крест





КРЕСТ. Символ жертвы Христа и – в более общем смысле – христианской религии. После признания христианства Константином Великим и еще более с V века крест стал изображаться на саркофагах, светильниках, шкатулках и других предметах, заменяя "ХР-МОНОГРАММУ", до того времени бывшую отличительной эмблемой раннего христианства. В средневековье его употребление еще более расширилось. Он стал символом власти Церкви, использовался рыцарскими орденами, включался в изображения гербов и помещался на знаменах. Общий план церквей повторял его рисунок. Он приобрел несколько форм: хорошо известный латинский крест (согласно Августину, на таком кресте был распят Христос); греческий крест; Андреевский крест (см. "АНДРЕЙ"); тау-крест (по форме похожий на букву Т), известный в Древнем Египте и прочно ассоциирующийся с "АНТОНИЕМ ВЕЛИКИМ").

Крест имеет много декоративных вариантов этих основных типов, когда он используется в церковном орнаменте (часто в сочетании с надписями и символическими предметами). По традиции считается, что мета, которую делали на дверных косяках накануне еврейской "ПАСХИ" ("МОИСЕЙ",6), была тау-крестом. (См. также "РАСПЯТИЕ ХРИСТА", 1.) Добавление titulus [лат. – "титул", или надпись) над поперечным брусом латинского креста привело к появлению двойного креста, так называемого лорреновским. Этот крест должно было нести перед патриархами (епископами пяти главных престолов средневекового христианского мира). Крест с тремя поперечинами – исключительная принадлежность папы. "ГРИГОРИИ ВЕЛИКИЙ" и "СИЛЬВЕСТР", хотя они были папами, имеют двойной крест, по которому их можно идентифицировать. Крест (порой с потиром) является атрибутом персонифицированной "ВЕРЫ"; в таком случае он может лежать на книге (на Библии).

Атрибут святых. Расцветший крест – "АНТОНИЯ ПАДУАНСКОГО". Вместе с инструментами Страстей – "БЕРНАРДА". С потиром – "БОНАВЕНТУРЫ". С лилией – "ЕКАТЕРИНЫ СИЕНСКОЙ". С даоносицей – "КЛАРЫ". Со свитком – пророка "ИЕРЕМИИ". С пальмовой ветвью великомученицы – "МАРГАРИТЫ АНТИОХИЙСКОЙ". С пилой – "ИОАННА БОЖИЕГО" (Хуада де Диос). Крест, предназначенный для несения в процессии – идентифицирует несущего его как "ЛАВРЕНТИЯ"; с тремя поперечинами или перевернутый верхом вниз латинский крест – "ПЕТРА", апостола. Епископский крест (возможно, тау-крест) – принадлежность "ФИЛИППА", апостола; сделанный из тростника – "ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ". Иногда крест является атрибутом Гелиспонтийской, Фригийской и Кимерийской "СИВИЛЛ".

Два горящих жезла, перекрещенные наподобие Андреевского креста, были эмблемой (impresa) Пьеро Медичи (1471–1503) (с девизом "In viridi teneras exurit medulas" [лат. – "В юности любовь обжигает до глубины души"]).

Повествовательные сцены. Крест несет Христос в сцене "ПУТЬ НА ГОЛГОФУ"; по дороге в Рим, когда его встретил "ПЕТР", апостол (15); в видении "ГРИГОРИЯ ВЕЛИКОГО" (5). "КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ" держит император Ираклий, когда едет на осле или лошади в Иерусалим; Крест Господень (один из трех крестов) воскрешает умершего ("КРЕСТ", "ИСТОРИЯ К. Г."). Крест Господень, несомый ангелами, является в видении "ЕЛЕНЕ". Фигуру креста образуют две палки, которые держат над головой Христа ("КОРОНОВАНИЕМ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ"); два полена, которые держит вдова из Сарепты ("ИЛИЯ", 2); две скрещенные руки Иакова, благословляющего своих внуков ("ИОСИФ", 5).

Культ Младенца Христа в эпоху Контрреформации выразился в большом количестве сюжетов, изображающих Младенца в отношении к кресту, поскольку это было предвосхищением его смерти. В живописи XVII века он изображается на коленях Девы Марии, тянущимся к кресту, который несут ангелы, или к кресту, который держит Иоанн Креститель. Обычный сюжет этого периода, особенно в Италии, демонстрирует Младенца, спящего на кресте.



Еще в энциклопедиях