Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Вход в Иерусалим





ВХОД В ИЕРУСАЛИМ (Мф., 21:1–11; Мк., 11:1–10; Лк., 19:29v38; Ин., 12:12–15). Последнее посещение Христом Иерусалима – его вступление в город на осле, в окружении толпы, восклицающей "Осанна", – описывается во всех четырех Евангелиях, хотя и с некоторыми различиями в деталях. В искусстве этот сюжет образует первую сцену цикла Страстей, а также трактуется и как самостоятельная тема. Впервые он встречается в христианском искусстве IV века (на саркофагах в римских катакомбах). В качестве эпизода цикла Страстей его часто можно видеть на витражах и в каменной резьбе готических соборов. В эпоху позднего Возрождения этот сюжет, судя по всему, потерял популярность. Евангелия по-разному описывают учеников, когда они были посланы, чтобы раздобыть ослицу и молодого осла (Мф.) или только одного молодого осла (Мк., Лк.) (изображаться может как ослик, так и жеребенок). Согласно Иоанну, Иисус просто, "нашед молодого осла, сел на него". Обычно художники изображают Спасителя сидящим верхом на осле, сзади часто следует ослик. В восточной Церкви Иисус, по традиции, сидит боком (обычная на Востоке манера ехать на осле) и таким образом предстает анфас, как бы сидящим на троне. На заднем плане видны городские ворота, из которых валит стар и млад. Впередиидущие расстилают перед Христом свои одежды, за ними следуют дети, в руках у которых ветви. Канонические Евангелия о детях не упоминают, однако апокрифическое Евангелие Никодима свидетельствует, что "дети евреев держали в своих руках ветви". Ветви эти обычно пальмовые, но иногда также и оливковые. Согласно Иоанну, люди "взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему". Отсюда получило свое название "Пальмовое воскресенье" – праздник, отмечающийся за неделю до Пасхи, знаменующий Вход в Иерусалим, который в Римской и восточных Церквах включает в себя процессию с пальмовыми [в русской православной Церкви – вербными. – A. M.] ветвями. Изображение оливковых ветвей объясняется тем, что все это происходило у горы Оливов. На заднем плане изображаются два дерева (обычно оливковые, но могут быть и пальмы), на каждом из них по фигуре человека. Один из них ломает ветви, "чтобы устлать ими дорогу" (Мф.). Другим является Закхей, богатый мытарь, о котором Лука (19:3–4) говорит, что он хотел увидеть Иисуса, "но не мог за народом, потому что мал был ростом; и забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его". Этот эпизод, происшедший раньше в Иерихоне, переносится в сцену "Входа в Иерусалим".

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia