Главная \ Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и исторические реалии в западноевропейском искусстве \ Вифе - Грац
Воскресение
ВОСКРЕСЕНИЕ. То, что Христос восстал вновь на третий день после своей смерти, является одним из основных догматов христианского вероучения. Воскресение было возвращением на землю, где он оставался сорок дней до Вознесения. Поскольку свидетелей в момент его возвращения не было, то именно в его последующих явлениях ученикам христианство находит доказательство того, что воскресение произошло. Именно по этой причине явления воскресшего Христа стали важнейшими темами религиозного искусства (см. "ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА МАТЕРИ"; "МАРИЯ МАГДАЛИНА", 3: Noli me tangere; "ФОМА", апостол, 1: Неверие Ф.; "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЕММАУС"; "УЖИН В ЕММАУСЕ"). В течение ряда столетий Церковь избегала изображать этот сюжет, описания которого нет в Священном Писании, и, за несколькими исключениями, он не известен вплоть до Джотто. В циклах Страстей "СВЯТЫЕ ЖЕНЫ У ГРОБА" или "Noli me tangere", возможно с другими явлениями Христа, служили заменой Воскресения. Воскресение было именно возвращением Христа на землю. Это необходимо подчеркнуть, поскольку существовала одна трактовка этой темы по своему характеру скорее религиозный образ, нежели повествовательный сюжет, встречавшаяся в итальянском искусстве XIVXV веков и реже на севере Европы в более поздний период, демонстрировавшая Христа парящим в воздухе, возможно, заключенным в "МАНДОРЛУ", трактовка, более напоминающая Вознесение, нежели Воскресение. Эта сцена порой включает в себя не только обычные фигуры воинов, охраняющих гроб, но и последующий приход св. жен, а также ангела, сидящего на гробе и обращающегося к ним со словами. Но доминирующий тип, возобладавший в позднем средневековье и которому следовал Ренессанс, представляет Спасителя твердо стоящим на земле, держащим знамя Воскресения с его красным крестом, или стоящим во весь рост в открытом саркофаге, или выходящим из него. Тридентский собор, требовавший возврата к точности Священного Писания, осудил изображения как открытого гроба, так и в рост стоящей в нем фигуры. Таким образом, со второй половины XVI века становится более обычным видеть Христа стоящим перед закрытым гробом.
Матфей, единственный из апостолов, упоминает об отряде воинов, которых Пилат назначил охранять гроб. Эта фраза, видимо, была введена евангелистом, чтобы опровергнуть обвинение, сделанное иудеями, будто ученики тайно забрали тело. Воины обычно лежат по сторонам гроба они либо спят, либо пробуждаются от сна, прикрывая глаза от ослепляющего света ауры, окружающей фигуру Христа.





В итальянской живописи, когда сюжет трактуется в качестве религиозного образа, воины могут иногда заменяться святыми или четырьмя евангелистами. Всеобщее Воскресение мертвых, см. "СТРАШНЫЙ СУД".
Еще в энциклопедиях

(Воскресение)

(Гробница)

(Лазарь)

(Страсти Господни)

(Бабочка)