Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Аристотель и Кампаспа, Положение А.





АРИСТОТЕЛЬ (384–322 гг. до н. э.) И КАМПАСПА, ПОЛОЖЕНИЕ А. Аллегория господства женщины над мужчиной, популярная в средневековье, а также в искусстве флорентийского Возрождения; порой ее можно встретить в соединении с другими сюжетами, выражающими ту же идею: "ВЕРГИЛИЙ", "ПОЛОЖЕНИЕ В."; "САМСОН" (4) и Далила; "ГЕРКУЛЕС" (17) и Омфала. Престарелый философ изображен в очень недостойном положении – на четвереньках, в узде и удилах. Красавица Кампаспа сидит на нем верхом, держа вожжи и размахивая кнутом. Связующим звеном в этой истории является Александр Великий: Аристотель был его наставником, а Кампаспа – любимой куртизанкой. Согласно средневековой легенде, Аристотель, пытаясь положить конец увлечению Александра, предупредил его, что женщины могут довести до гибели даже очень сильных мужчин. Разгневанная Кампаспа, дабы взять реванш, ловко разожгла страсть философа, а затем потребовала, чтобы он, в качестве доказательства своей любви, позволил ей проехаться на нем верхом. Александр тайно наблюдал инцидент, научивший его не доверять хитростям женщин, перед которыми даже старый философ оказался столь очевидно бессилен. Этот сюжет можно видеть на фресках итальянских ренессансных дворцов, на кессонных панелях, гобеленах и исполненным в другой технике. Он был очень популярен у немецких граверов XV века. Порой Александр изображается наблюдающим происходящее с балкона. Встречается другое имя женщины – Филлис.

Аристотель персонифицирует Логику (одно из "СЕМИ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ").



Еще в энциклопедиях