
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АНТИКЛИМАКС [681 — 682] АНТИТЕЗА в России — О з е р о в («Эдип в Афинах», 1804). Реакционный романтизм эпохи Ре ставрации видел в А. идеал добродетели, невинности и самоотверженности ( Б а л л а н ш , «А.», 1813). Наконец в «А.» Г аз е н к л е в е р а (см.) [19]7], написанной во время войны 1914 — 1918, сделана по пытка воплотить в образе героини новое со циальное содержание. Пацифист Газенклевер положил в основу своего произведения слова А. Софокла: «Делить любовь — удел мой, но не вражду» и задумал А. как мученицу идеи чистой человечности и веч ного мира, Библиоарафия: 8 е л п в с к и я Ф . , «А.» в сб. «Из жизни идей*, т, 1, С П Б . , 1905; Е г о ж о, Трагедия влас г и, Преди словие и перев. с А > а I I г. <Црам Софокла», М., 1&15. АНТИКЛИМАКС — так называется в ри торике предложение (или период), части которого представляют ряд нисходящих по силе выражений. Напр,: «Всякий велик на своем месте: инженер, мастер, чернора бочий». А. употребляется часто как прием в юмористических произведениях. Напр.: «...приговорить к высшей мере наказания; но, принимая во внимание безупречное про шлое, заменить десятью годами; принимая во внимание чистосердечное раскаяние, сократить срок наполовину; применяя ам нистию, приговор считать условным» (жури. «Заноза»). Противоположен климаксу (см.). А Н Т И К Р И Т И Н А -— возражение автора или его сторонника на неблагоприятную критику в целях ее опровержения, В от дельных случаях может быть направлена и против похвалы, от к-рой автору хоте лось бы отмежеваться (напр. ответ В . Б р гас о в а «В аащиту от одной похвалы», направ ленный против А. Б е л о г о ) . Являясь разновидностью полемики, А. неизбежно сопутствует теоретической деятельности лю бого, вновь зарождающегося литератур ного течения. Своеобразие ее как вида поле мической лит-ры затслючается в том, что она строго придерживается того же мате риала, к-рый подвергался оценке и вра ждебной ей критикой. А. не расширяет темы дискуссии, не сообщает ей более общего значения. Классическим примером А. могут служить лит-ые заметки Пушкина, в к-рых поэт с огромным превосходством ума и вкуса отвечает своим современникам на нх неудачливые нападки. Лит-ыЙ спор, носивший вначале характер А., впослед ствии часто его утрачивает. Так напр. знаменитые разногласия между классиками и романтиками в оценке Шекспира и вызванные ими с обеих сторон антикри¬ тические возражения, в конечном счете, привели к замечательной интернациональ ной полемике на тему о классицизме и романтизме, носившей всецело принципи альный характер и уже не укладывавшейся в узкие рамки А. АНТИМАХ из Колофона [ V — I V в. до христ. эры] — греческий поэт и ученый. Произведения А. не сохранились, но в древности вокруг его имени шла долган и ожесточенная полемика, причем одни при знавали его равным Г о м е р у , другие относились к нему резко отрицательно. Из сочинений А. особенно ценились эпическая поэма «Фиваида» и элегия «Лида». К а к уче ный А. приготовил издание Гомера и соби рал редкие слова («глоссы»). А. был родо начальником той «ученой» поэзии, к-рая нарочито отвлекалась от интересов широких слоев читателей, рассчитывая^иеключительно на узкий круг литературно образованных любителей стилистической и сюжетной изы сканности, АНТ И МЕТАБОЛ А—повторение во вто рой части предложения слов, к-рые в первой части стоят в ином порядке, причем ме няется смысл. Напр,: «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть». Другие, менее рас пространенные названия А. — антимета теза, антиметалепса. А Н Т И М Е Т А Л Е П С А — см. кАптиметабола». А Н Т И М Е Т А Т Е З А — с м . «Антиметабола». АНТИСПАСТ — стопа в античном сти хосложении, состоящая из краткого, двух долгих и краткого слога: « — — ^». АНТИСТРОФА (см. «Строфа») — в хорических песнях трагедии — часть ритмиче ской композиции, соответствовавшей стро фе. Но если в хорической лирике П и н д а р а ритм первой строфы употреблялся во всех последующих строфах и А. той же песни, то в хорических песнях траге дий ритмом первой строфы песни писалась только ее А., а следующие пары строф имели свои ритмы. Этого требовало содерйліание трагедии, являвшей смену разнооб разных переживаний, А. называется также вторая строфа в стихотворении, состоящем всего из двух аналогичных строф, в отличие от первой. АНТИТЕЗА [греч. Ъ?-ІЭЕО^ — проти воположение] •— один из приемов стилисти ки (см. «Фигуры»), заіслючающнйся в сопо ставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Напр.; «Кто был ничем, тот станет всем». Резко оттенял контрастные черты сопоста вляемых членов, А. именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за-что эту фигуру так любили романтики). Многие сти листы поэтому относились к А. отрица тельно, а с другой стороны, заметно при страстие к ней у поэтов с риторическим пафосом, как напр. у Г ю г о или в наши дни у М а я к о в с к о г о . Симметрич ность и аналитический характер А. делают ее весьма уместной в некоторых строгих фор мах, как напр. в александрийском стихе (см.), с его ясным членением на две части. Резкая ясность А. делает ее также весьма пригодной для стиля произведений, к-рые стремятся к непосредственной убедитель ности, как напр. в произведениях де кларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих